Слове как о воде живой, воде, текущей в
жизнь вечную (Иоанн, 4:10,14).
Иисус говорит о себе как о хлебе жизни, хлебе живом, сошедшем с небес; и
просит своих учеников есть Плоть Сына Человеческого и пить Кровь Его, так
как без этого не будешь иметь жизни в себе (Иоанн, 6:48,51,53).
Таковы вкратце основы учения Христа, Мастера христиан, но не христианства как
религии. Большинство христианских доктрин были сформулированы не Иисусом, а
Апостолом Павлом, который превратил Христа в жертвенного агнеца во искупление
грехов мира, и вокруг этой центральной идеи, заимствованной из иудаизма и
культов, процветавших в Средиземноморье в то время, выросла масса ритуалов и
церемоний.
Постулаты Христа остаются превосходными моральными заповедями и несомненно
указывают путь к внутренней реализации, но не могут сами по себе поставить
искателя на Путь реализации, так как в них сейчас недостает живого импульса и
пульсирующего касания Учителя, который завершил назначенную Ему работу в свое
время и не может сейчас посвящать, вести людей и делать Истину реальной для них,
приводя их лицом к лицу с Реальностью.
Из всего мистического учения Христа мы сейчас находим лишь символическое
зажигание свечей в церквях и церемониальный звон большого колокола во время
службы. Немногие, если вообще кто-нибудь, знают реальный смысл этих ритуалов,
являющихся внешними представлениями двойственных принципов Света и Звука, или
изначальных проявлений Божественного, ответственных за все, что существует во
Вселенной, видимое и невидимое.
Некоторые из крупных церковных сановников, когда их спрашивают, говорят, что
колокол звонит просто для созывания людей на молитву, и что говорить о Боге как
об Отце светов (Иаков, 1:17) - это лишь образное выражение, обозначающее Его
величайшие дары (свет разума и интеллекта). Едва ли имея какой-нибудь опыт
внутренних истин, они воспринимают эти слова буквально и пытаются объяснить все
теоретически.
Сам Иисус в недвусмысленных словах заявил:
Я свет миру; кто последует за Мною,
тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Иоанн, 8:12
Говорить о себе как о свете жизни не может означать ссылку на свет солнца,
хотя солнечный свет в физическом мире является источником дающей жизнь энергии.
У Матфея 13:14, Иисус продолжает пояснять свою точку зрения и предостерегает
против буквального истолкования его слов, когда проводит разграничение между
слышанием и пониманием, и между видением и восприятием. Только
пробужденные души, Мастера Истины, находящиеся в живом контакте с Реальностью,
которые имеют ключи к Царству Духа, могут вести вперед человека, сейчас
полностью потерявшегося в жизни чувств, и вновь открыть ему великое наследие
Всей Жизни и Всего Света, ибо сказано, что тогда откроются глаза слепых, и уши
глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь;
ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. (Исайя, 35:5-6)
Сколь немногие из нас действительно понимают и ценят внутренний смысл слов
Иисуса. Мы удовлетворяемся лишь этической стороной Его учений, которое, конечно,
было необходимым сопровождением духовной. Этические принципы широко
распространялись и даже усердно поддерживались, так как они действительно
отмечают большой прогресс в моральной шкале человеческих ценностей с дней
Моисея. Но сами по себе они не могут объяснить заявления, такие как Судный
День или Покайтесь, ибо Царствие Небесное близко, или Бог есть Дух, и
поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине. Если такие высказывания
принять буквально, это сведет их к бессмыслице. Судный День не пришел,
несмотря на пророчество о его близости, и либо Христос не знал, о чем говорил,
либо мы не можем понять истинный смысл Его слов. В том, что Он говорил, всегда
есть внутренний смысл, который ясен тем, кто имел те же мистические опыты, но
озадачивает тех, кто пытается истолковать его в терминах интеллекта или даже
интуиции.
Не имея непосредственного внутреннего восприятия (не следует путать его с
философским размышлением или интуитивной проницательностью), мы пытаемся
истолковать смысл учений, оставленных нам, в терминах нашего ограниченного
опыта. То, что имелось в виду как метафора, мы принимаем буквально, а
сверхчувственные описания мы сводим к метафорам. Мы легко забываем, что когда
Иисус говорил, что Он свет миру, Сын Бога и Тот, Кто не оставит и не забудет
своих учеников даже до конца света, Он говорил не о своей способности как
смертного,