вибрациями: якши, гандхарвы и другие духи.
4. Физические существа: люди, животные, птицы, рептилии, насекомые и другие.
Создания, наделенные физическими телами, имеют в себе все пять кош, или
оболочек, с различной степенью плотности (АНАНД-МАИ, ВИГЬЯН-МАИ, МАНОМАИ,
ПРАН-МАИ и АННА-МАИ); те, что наделены праническими вибрациями, имеют только
четыре коши, сбросив Анна-маи. Аналогично, создания, наделенные веществом
разума, имеют только три коши, сбросив Пран-маи тоже; и, наконец, познающие
существа имеют лишь две коши, а именно, Ананд-маи и Вигъян-маи, т.к. они
освобождены от оков разума, пран и необходимости в Анна, или продуктах питания.
Таким образом, существует очень близкое соответствие между пятью первичными
элементами (земля, вода, огонь, воздух и эфир), из которых созданы тела, и
кошами, или оболочками. Фактически, сами коши, в большей или меньшей степени,
являются действительным результатом пяти основных элементов и наделяют создания
пятью способностями, перечисленными выше.
5. Освобожденная душа (ДЖИВАН МУКТА) имеет лишь прозрачную пелену из Ананд-маи
Кош. Дух в его чистой и неподдельной форме - это Создатель, ибо все творение
возникает из Него и Он иногда известен как ШАБД БРАХМ. Это - самосветящийся
свет, самосуществование и беспричинная причина всего видимого и невидимого. Дух
и Бог по своей природе и сущности - одно, т.е. тонкость и блаженство. Это
блаженство есть самое первое порождение взаимодействия души и Пракрити, и,
будучи первичным проявлением Божественности в душе, остается в своей полноте
дольше всего, до конца, несмотря на другие четыре покрова, окутывающие ее и
затемняющие ее блеск. Блаженство - существенное и неотъемлемое качество души -
присуще самой ее природе. Вот почему ищущая душа вечно чувствует беспокойство,
очень сильно ощущая потерю своей сущности в могучем водовороте мира. Именно
поэтому Христос многозначительно заявил:
Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Лука, 11:35.
Таким образом, потеряв из виду внутреннее блаженство, мы пытаемся найти счастье
в мирских объектах и принимаем преходящие удовольствия за настоящее счастье, но
очень быстро теряем иллюзии, что ведет к врожденному поиску истинного счастья.
Это вечный поиск в душе человека, и от внешних эфемерных и мимолетных
удовольствий приходится обратиться внутрь в поисках этого истинного счастья. Это
приводит к истокам различных систем йоги, каждая из которых соответствует
индивидуальным нуждам ищущего.
1. Люди с грубыми тенденциями и животными инстинктами, заинтересованные только в
процессе формирования тела и развития АННА-МАИ АТМА, успешно прибегают к помощи
Хатха Йоги.
2. Люди, страдающие болезнями дыхания и желудка из-за расстройства ПРАНА ВАЮ в
своем организме, могут побороть их с помощью Прана Йоги.
3. Люди с преобладанием МАНО-МАИ АТМА, страдающие от МАЛ, АВАРАН и ВИКШЕП, то
есть ментальных нечистот, невежества и модуляций разума, могут с помощью РАДЖА
ЙОГИ побороть их и проникнуть сквозь МАНО-МАИ КОШ.
4. Люди, одаренные сильной интеллектуальностью, вечно заняты поисками почему и
откуда. Таким ищущим подходит путь ВИГЬЯН, или ДЖНАНА ЙОГА.
5. Те, кто стремится освободиться от мира и всего мирского и ищет блаженства
ради него самого, встают на путь АНАНД ЙОГИ, или Йоги Истинного Блаженства,
называемой СЕХАДЖ ЙОГА.
В Сехадж Йоге ищущий не должен подвергаться никаким суровым тренировкам,
характерным для других йог. У него должно быть искреннее и неиссякающее
стремление к концу всех концов, цели всех целей, не связанное с развитием только
его физических и умственных способностей. И когда существует такое стремление,
раньше или позже он найдет, как Рамакришна нашел Тотапури, адепта, который
соединит его с живительным потоком жизни внутри, и поток этот своей собственной
силой и влечением потянет его вверх без лишней борьбы или усилий с его стороны.
Именно это делает ее в определенном смысле самой легкой из всех йог, и часто ее
называют СЕХАДЖ ЙОГА (йога, не требующая усилий). Ею могут одинаково легко
заниматься ребенок и старый человек, женщина и мужчина; интеллектуал и
простодушный; саньясин и семьянин. Она заключается в настройке души на духовный
поток, вечно вибрирующий внутри. Отсюда и ее название СУРАТ ШАБД ЙОГА, или Йога
Звукового Потока.
После этих предварительных замечаний, мы теперь можем обсудить предмет йоги с ее
различными неотъемлемыми частями, как учил Патанджали, чтобы понять роль,
которую играет каждая, ее технику,