так как быть
настроенным на Него означает быть свободным от рабства эго и, следовательно,
майи:
Все существует по Его Воле;
И ничто не стоит вовне;
Настроенный на Его Волю, о Нанак,
Полностью свободен от эго.
Станса 2
Как можно настроиться на Божественную Волю? Ответ дается в самом начале:
Через благосклонность Его истинного слуги, Гуру,
Он может быть познан.
Эта тема рассматривается в Стансе 16 более детально:
Святой (персонифицированное Слово) принимается
При Его Дворе и является главным избранником в нем;
Святой украшает порог Бога и почитается даже королями;
Святой живет Единым Словом и медитирует на Него.
Дар истинного Мастера - это дар Наама, в котором Он Сам - адепт. Это Слово есть
проявление Воли Бога и Его Владычества, и Оно находится в сердце всех Его
созданий:
По одному Слову Его это обширное творение зацвело к бытию,
И тысячи потоков жизни возникли к существованию.
Станса 16
Путь к единению с Волей Бога проходит через настроенность на Слово:
Общаясь со Словом, становишься обителью всех добродетелей;
Общаясь со Словом, становишься шейхом, пиром и истинным
духовным царем;
Общаясь со Словом, духовно слепые находят свой путь
к Реализации;
Общаясь со Словом, пересекают Безграничный Океан иллюзорной материи;
О Нанак! Преданные Ему живут в постоянном экстазе,
так как Слово смывает весь грех и горе.
Станса 11
Именно поэтому Нанак заявляет:
Возвышен Господь и возвышенна Его Обитель;
Еще более возвышенно Его Святое Слово.
Станса 24
Описав природу Абсолюта и путь, ведущий к слиянию с Ним, Нанак продолжает
рассказывать нам о том, что требуется для успешного продолжения путешествия.
Необязятельно, заключает он, превращаться во внешнего саньясина; все, что нужно
сделать - быть саньясином в духе, обходясь без внешних форм, и вместо этого
внедрять внутренние добродетели:
Пусть удовлетворенность будет твоими серьгами,
стремление к Божественному и уважение к высшему Я -
твоей котомкой, а постоянная медитация на Него - твоим пеплом,
пусть готовность к смерти будет твоим плащом,
и пусть твое тело будет, как целомудренная дева.
Пусть учение твоего Мастера будет твоим посохом.
Высшая Религия - подняться к Всеобщему Братству
И считать все создания равными себе.
Победи свой разум, так как победа над собой
Это победа над миром.
Приветствие, приветствие Ему одному,
Изначальному, Чистому, Вечному,
Бессмертному и Неименному во все века.
Станса 28
Наконец, в заключительных разделах Джап Джи Гуру Нанак дает нам общую
перспективу паломничества духа. Первое царство, над которым нужно подняться -
план ДХАРМ КХАНД - Царство Действия, или мир добрых и злых деяний, каким мы
знаем его. Следующим идет ГЬЯН КХАНД, или Царство Знания, первое из внутренних
Небес, полное богов и полубогов:
Бесчисленны его элементы, воздух, вода и огонь,
И бесчисленны Кришны и Шивы, и бесчисленны Брахмы,
Придающие форму различным творениям
Бесчисленных форм и оттенков.
Бесчисленны Поля Действия, бесчисленны золотые горы...
Бесчисленны источники творения, бесчисленны гармонии,
Бесчисленны слушающие их, и бесчисленны последователи Слова,
Бесконечно и нескончаемо, о Нанак, это царство!
Станса 35
Если правящей силой этой сферы является знание, то в следующей, САРМ КХАНД, или
Царстве Блаженства, ею является экстаз. Этот план - за пределами описания, и кто
бы ни пытался описать его, должен пожалеть о своей глупости. В нем, наконец,
душа освобождается от своих ментальных придатков и окончательно становится самой
собой:
В нем разум, рассудок и понимание испаряются,
Я становится самим собой,
И развивается проницательность богов и мудрецов.
Станса 36
Но еще выше находится КАРМ КХАНД, Царство Милости - милости, заработанной с
помощью праведного действия и медитации:
Здесь Слово есть все во всем, и ничто иное не преобладает,
Здесь пребывают храбрейшие из храбрых, победители разума,
Напитанные Божественной Любовью...
Все сердца наполнены Богом, они живут
За пределами досягаемости смерти и иллюзии.
Станса 37
Это царство, где душа, наконец, избавляется от суеты относительности: оковы
времени, смерти и изменения больше не воздействуют на нее. Но хотя она пребывает
в постоянном присутствии Господа, она может двигаться еще дальше, чтобы слиться
с Его Бесформенным Состоянием:
Сач Кханд, или Царство Истины,
Есть место Бесформенного,
Здесь Он создает все творения, радуясь в творении,
Здесь много сфер, небесных систем и вселенных,
Считать которые - значит считать бесчисленное.
Здесь из Бесформенного