Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

небесные плато и все иное

приходит в форму,

Всему суждено двигаться согласно Его Воле.

Тот, кто благословлен этим видением,

Радуется в созерцании этого.

Но, о Нанак, такова Его красота, что пытаться описать ее -

Значит пытаться сделать невозможное.

Станса 37

Мир будет продолжать катиться по рельсам добрых и злых деяний, зажатый в

пределах Кармы, но:

Для тех, кто общался со Словом, окончатся их труды.

Их лица сиять будут славой, спасенье получат они.

И многие с ними, о Нанак, найдут свободу свою.

Финал

Таким было возвышенное послание не только Гуру Нанака, но также Его преемников.

Их слово пламенело, как летний огонь на равнинах Пенджаба, сметая все ложные

кастовые различия, созданные упадочным брахманизмом. В то время, когда

религиозный фанатизм между индусами и правящими мусульманами возрастал, оно

продемонстрировало единство всех истинных религий, очищая индуизм от его

раболепства перед внешним ритуалом и ставя перед исламом более высокий

внутренний идеал, забытый им во внешних именах и формах.

Не случайно, что суфийская традиция и сикхское религиозное движение расцвели в

одно и то же время. В самом деле, история во многих случаях намекает на активное

сотрудничество между ними. Некоторые из сикхских Гуру, особенно Гуру Нанак и

Гуру Гобинд Сингх, а также их последователи, такие как Бхаи Нанд Лал, владели

персидским языком и оставили изысканные сочинения на этом языке. Гуру Нанак,

говорят, путешествовал в Мекку и, как и Его последователи, имел много

учениковмусульман; а суфи-мистики вроде Хазрат Миан Мира были в хороших

отношениях с Гуру Арджаном. И суфи, и сикхские Мастера не были привязаны к догме

и учили уроку всеобщего братства. Они воздействовали друг на друга, и важно то,

что Сурат Шабд Йоге, или Йоге Звукового Потока, уделяется равное внимание и в

писаниях величайших суфи и в сикхских священных писаниях - факт, резюмированный

Инаят Ханом в уже процитированном отрывке из его книги Мистицизм Звука.

Но учения всех великих Мастеров имеют тенденцию сводиться к религиям после того,

как они оставляют этот мир. Учения сикхских Гуру не были исключением из правила.

Хотя они еще оказывают глубоко возвышающее влияние на массы, они больше не

побуждают их к мистическим усилиям, как когда-то они должны были делать. То, что

когда-то искалось, чтобы подняться над всеми религиозными перегородками, само

стало религией. То, что стремилось жестоко критиковать касту и упор на касту,

постепенно развило определенное кастовое сознание. То, что стремилось прорваться

через все внешние формы и ритуалы, разработало форму и свой собственный ритуал.

В каждой религиозной церемонии люди слышат пение стихов, воспевающих красоты

внутри:

Все знания и медитация исходят из Дхун (Звукового Принципа),

Но что Это такое, не поддается определению.

Гуру Нанак

Истинное Бани (Слово) дается через Гуру

И реверберирует в Сукхмана.

Гуру Арджан

Не извлеченная ударом Музыка

Слышна по Милости Богочеловека,

Но немного тех, кто общается с ней.

Гуру Нанак

Совершенна Анхад Бани (Беспредельная Песнь),

И ключ к ней находится у Святых.

Гуру Арджан

И все же эти стихи поются без внимания или понимания глубокого духовного смысла,

скрытого в них.

7. НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Первым воздействием науки на Западе, кажется, был подрыв религии. Христианство,

развившись в сложный и жесткий институт с догматическими рамками, было не в

состоянии приспособиться к требованиям, предъявляемым новым знанием, имеющимся у

науки. Результат был неизбежен: любое столкновение между ними оставляло религию

потрясенной, а науку - укрепившей свои позиции. Однако, как мы уже говорили в

предыдущей главе, физические науки сами по себе не могут объяснить жизнь

полностью или даже адекватно. Хотя внешние науки сказали свое слово,

определенные неизвестные проблемы бытия продолжают озадачивать и смущать разум

человека. В прошлом веке наблюдалось появление многих движений, которые

стремились тем или иным способом указать на внутреннюю жизнь, которую наука, по

крайней мере до некоторой степени, стремилась не принимать в расчет.

Современная Индия была местом рождения многих религиозных движений, но по

большей части они были способом возрождения того, что уже знали древние, будь то

ведантизм Шри Рамакришны, Шри Ауробиндо или Рамана Махарши, или, как мы уже

довольно подробно рассмотрели, различные индийские йоговские системы. Однако,

может быть плодотворным мельком взглянуть на некоторые из движений,

преобладающих