на Западе, движений, которые часто приближаются к восточным
традициям и подвергаются их воздействию.
7.1. Розенкрейцерство, теософия и движение Я есть
Даже когда христианство имело неоспоримую власть в Европе, некоторые
неортодоксальные школы мистицизма процветали в узком кругу наряду с ним.
Розенкрейцерство было одним из самых первых. Однако, они оставались тайными
обществами, на которые широкая публика смотрела с подозрением. Но когда
официальное христианство начало терпеть поражение от науки, они внезапно
приобрели важность, которой никогда не имели прежде.
Люди, вера которых в христианство была поколеблена Дарвином и Хаксли, но которые
не могли принять механистический взгляд на Вселенную, обратились к этим
обществам в надежде прийти к более удовлетворяющему объяснению жизни. Многие
приняли догматы розенкрейцерства, а другие, ища свое вдохновение у Востока,
основали теософское движение. Третьи, утверждавшие, что ими руководит
Сен-Жермен, разработали то, что называется Обществом Я есть.
Эти движения не объявляли себя религиозными в традиционном смысле, хотя они даже
имели свои собственные кодексы. Они являются скорее оккультными обществами,
разделяющими общую веру, что человеческая жизнь руководится и направляется
невидимыми космическими существами, или Мистическими Братствами. Эти Существа
нельзя встретить непосредственно в этом физическом мире; они живут или в далеких
горных цитаделях, или работают с плана, который выше, чем земной.
Однако, можно верой в них и следованием особой дисциплине предаться их влиянию и
получить от этого пользу. Хотя все они предполагают, тем или иным образом,
единство жизни в ее основе, на практике они, кажется, касаются только его
бахромы. Самое большее, что ученик может надеяться сделать, это вступить в
непосредственный контакт с одним из Космических Существ; но то состояние, в
котором душа становится единой с Источником Времени и Вневременным, о котором
говорили великие Мастера, редко трактуется как практическая возможность.
Кроме того, так как ищешь руководства не от такого же человеческого существа,
как ты сам, которое реализовало Бесконечное, а от фантастических существ,
которых можно никогда не встретить, также отсутствует детальная инструкция и
руководство шаг за шагом в каждой области жизни, что является важной чертой
Сурат Шабд Йоги. Однако, каждое движение своим собственным путем стремится
продвинуть человеческую эволюцию на шаг дальше, и предпринятый шаг определенно
не плох. Так, мадам Блаватская, описывая в Голосе Безмолвия внутренний Звук,
говорит о довольно продвинутом мистическом опыте:
Первый - сладкий голос соловья, поющего песнь разлуки своей подруге. Второй
приходит, как звук серебряных цимбал Дхиани, пробуждающих мерцающую звезду.
Следующий - стенающие мелодии океанского духа, заключенного в своей раковине. За
ним следует песнь вины. Пятый, как звук бамбуковой флейты, визжит в ушах. Он
сменяется победным звуком духового инструмента. Последний вибрирует, как слабое
громыхание грозовых туч.
7.2. Христианская Наука и Субуд
Христианская Наука - еще одно неортодоксальное западное движение, но оно
отличается от тех, которые мы уже упоминали, изменением акцента. Хотя оно
предполагает мистическую основу, все же на практике оно не очень заботится об
этом. Оно стремится по-своему истолковать жизнь Христа, фокусируя свое внимание
просто на чудесах, совершенных Им.
Оно утверждает, что Бог, или Истина, благ, и что все зло и болезни - лишь
результат потери контакта с этой Внутренней Силой. Тот, кто может быть приведен
в контакт с ней, может быть излечен от всякой болезни, и Христианская Наука
стремится концентрировать свое внимание на этой цели. В результате она стала
больше учением о здоровье, чем о духовной эволюции, и не всегда легко провести
границу между целительством путем самовнушения и гипнотического внушения и
целительством через посредство силы Истины (как заявляет Христианская Наука).
Многие даже сомневались в природе мотивов ее основателя, г-жи Мэри Бейкер Эдди.
Но одно может быть несомненно - что даже если исцеления, совершенные
Христианской Наукой, идут из духовного источника, исполнители не владеют этим
сознательно и не находятся в непосредственном и сознательном контакте с высшей
силой, а действуют как ее бессознательные инструменты.
Хотя было бы поспешным ставить в один ряд с Христианской Наукой СУБУД, или
СОШИЭЛЬ БОДХИ ДХАРМ, который основал индонезийский учитель-мистик Пак