Субех,
ставший сейчас международным движением, все же можно с некоторой справедливостью
отметить сходную тенденцию. Мистическая основа в практике Субуд намного важнее,
чем в Христианской Науке, но все-таки направлена к той же цели. Он стремится, с
помощью следования определенному курсу упражнений под названием ЛАТИХАН,
привести своих последователей в контакт со скрытыми психическими силами. Это,
видимо, не повышает сознание непосредственно, но обогащает его косвенно через
увеличение сил интуиции.
Глядя на опыты Мохаммада Рауфе или Джона Беннетта понимаешь, что в практике
Субуд человек может служить медиумом для более высоких духовных сил, исцеляя
людей от болезней, не становясь сознательным сотрудником. В результате, вместо
прогрессирования к все более и более высоким планам сознания, вплоть до слияния
с Бесконечным, стремятся развить пассивную восприимчивость к психическим силам,
которые не обязательно могут быть более высокого типа. Многие ученики во время
Латихан копируют странные опыты животных или птиц - большая разница с Нирвикальп
Самадхи или Сехадж Самадхи, о котором говорят величайшие мистики.
7.3. Спиритизм и спиритуализм
Наконец, не менее важно то, что мы должны отличать духовность от спиритизма и
спиритуализма, так как духовность совершенно отлична от них обоих. Спиритизм
вселяет веру в существование развоплощенных духов отдельно от материи, которые,
как верят те, кто верит в спиритизм, пребывают либо в нижних областях как
привидения или злые духи, либо даже как ангелы или добрые духи в нижних
астральных сферах. Временами они даже интересуются индивидуальными человеческими
делами и для исполнения долго лелеянных, но неисполненных желаний, пытаются
искать удовлетворения в трюках всех видов; и те, кто поверхностно занимается
черной магией, проповедует и обучает развивать власть над ними с помощью
магических заклинаний. Но ни один из учеников Мастера не должен беспокоиться о
них, поскольку ни одно дурное влияние не может приблизиться к тому, кто
находится в общении со Святым Словом, так как сказано:
Великий Ангел Смерти - непобедимый враг, но он тоже боится приблизиться к тому,
кто общается со Словом.
Он улетает далеко прочь от мелодий Божественной Гармонии, чтобы не пасть жертвой
Гнева Господнего.
Спиритуализм идет на шаг дальше спиритизма. Это вера в сохранение человеческой
индивидуальности после физической смерти и возможность коммуникации между живым
и мертвым. Сторонники спиритуализма часто проводят сеансы установления
коммуникаций с так называемыми духами. Их способ работы - медиумизм, так как они
работают через какого-нибудь посредника - может быть, планшетки для записи на
ней, стука по столу или даже человеческого существа, которое делается
бессознательным, чтобы вызванный дух мог использовать его тело и общаться через
него. Эта связь обычно действует между физическим, или земным планом, и низшими
субастральными планами, известными как магнетические поля.
Результаты, которые следуют из таких коммуникаций, очень ограниченны, по большей
части ненадежны и крайне вредны для медиума, который страдает от ужасного
ущерба, временами лишаясь своего рассудка. Поэтому Мастера духовности очень
осуждают практику спиритуализма. Их контакт и связь с духовными сферами, вплоть
до Дома Господа (Сач Кханда), являются непосредственными, они приходят и уходят
по своей доброй воле и удовольствию, без какого-либо позволения или препятствия,
и поэтому независимые от субъективного процесса медиумизма.
В то время как их подход - совершенно нормальный, естественный, непосредственный
и конструктивный, спиритуалист, с другой стороны, работает субъективно, косвенно
и опосредованно, с помощью процесса, чреватого опасностями и риском как для
себя, так и для медиума. Спиритуализм, кроме знания о выживании духов после
смерти, мало добавляет нашему опыту и не дает ничего существенного на пути
духовности.
7.4. Гипноз и месмеризм
Упомянутое выше равно применимо к гипнозу и месмеризму, в которых человек с
более сильной волей пытается влиять на более слабых пассами рук или жестами,
соединенными с концентрированным на субъекте вниманием. При определенных
болезнях, вроде истерии и т.д., некоторые врачи тоже используют эти процессы и
способны временно излечить и облегчить боли, от которых они не могут найти
подходящее лекарство.
Духовность, напротив, является наукой души и, следовательно, имеет дело со всеми
аспектами души - где она пребывает в человеческом