теле, какова ее связь с телом
и разумом, как она внешне действует и реагирует через чувства и на них, какова
ее реальная природа и как ее можно отделить от всех ее ограничивающих придатков.
Она описывает духовный путь с его богатством духовных планов и подпланов,
духовные силы и возможности, и присущую им ценность.
Духовность раскрывает, что такое Святое Слово и как контактировать с Ним,
рассказывает нам, что конечная цель - самореализация и реализация Бога, или
единение души со Сверхдушой, и учит тому, как этого можно достичь посредством
Сурат Шабд Йоги, или Пути Звукового Потока, как описано выше.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предшествующий краткий обзор основных религий мира и некоторых из их современных
ответвлений делает совершенно ясным общее движение к определенному общему базису
всех верований:
а) что физическая вселенная - не более чем малая часть намного большего целого;
б) что, подобным же образом, наше повседневное человеческое существование -
только фрагмент обширной и сложной структуры жизни;
в) что за феноменальным, физическим и человеческим миром существует Абсолютная
Реальность, или состояние Совершенного Бытия, не подверженное изменениям или
разрушению, совершенное в Себе, которое ответственно за все существующее и все
же находится над и выше Своего творения;
г) что эта Реальность, это состояние Совершенного Бытия может быть достигнуто
человеком (под компетентным руководством) через посредство Слова, или
Божественного Потока, излучающего Свет и Гармонию, которые представляют собой
первичные проявления Бесформенного в Форму, и из которого, по мере его спускания
вниз, возникли все планы и сферы.
Если весь религиозный опыт ведет в одном и том же направлении, почему,
спрашивается, существует столько конфликтов и споров в сфере религии? Почему
последователи каждой веры считают только свою истинной, а все остальные ложными?
Зачем тогда догматическая вера в духовную монополию и отсюда Крестовые походы,
резня в Варфоломеевскую ночь, испанская инквизиция и общинные мятежи в Индии в
1947 году? Вопрос справедлив, и причины, которые должны привести к ответу на
него, многочисленны и сложны.
Первое, что поражает, когда берешься за сравнительное изучение религии - это ее
существование на различных уровнях. В ядре каждой большой религии находится
практический мистический опыт какого-то великого мудреца или последовательного
ряда мудрецов. Вокруг этого центра накапливаются наслоения социальных кодексов,
обычаев и ритуалов. Далее, это ядро может быть общим для мистиков различных
веков и стран, но социальный контекст, в котором опыт получен и передан, должен
по необходимости меняться.
На Западе оголяют голову в знак уважения, а на Востоке покрывают ее. Индусы,
живя в стране со множеством рек и изобилием воды, купаются перед молитвами, а их
мусульманские собратья, пришедшие из пустынь Аравии, удовлетворяются сухой
ванной из песка. Европеец, живя в более холодных областях, не чувствует ни
одного из этих побуждений. Такие различия обычаев простираются также на другие
сферы. Многоженство может быть законно для мусульманина, но это грех для
католика. Идолопоклонство может быть совершенно позволительно в индуизме, но
ненавистно пуританам.
Это факт, что все религиозные лидеры подчеркивали необходимость поддержания
высоких этических стандартов, но их этика никогда не была абсолютной природы.
Они учитывали общественные условия, существовавшие среди людей в те времена,
когда они приходили, и пытались поднять их до высшей возможной точки, стремясь
не столько к стандартизации внешних обычаев, сколько к внутренней чистоте сердца
и доброй воле по отношению к своим человеческим и нечеловеческим собратьям.
Ближайшие слушатели Иисуса не смогли оценить истину Его утверждения, что Он
пришел не нарушить закон, но исполнить; и все же, если Моисей провозглашал
заповедь Око за око и зуб за зуб, то Христос учил своих учеников любить своих
врагов и подставлять правую щеку, когда ударят по левой. Моисей говорил согласно
условиям своего времени, а Иисус - согласно своего, поэтому этика христианства
отличается от этики иудаизма, пусть даже это расширение старой веры.
Вследствие факторов, начавших действовать при развитии религии как социального
института, мы находим, что каждая религия создает вокруг себя определенный
шаблон обычаев, догм и ритуалов. Этот шаблон различен в каждом случае, поэтому
последователи каждой веры должны обязательно чувствовать себя обособленными