как отрабатывается каждый шаг и насколько
йогические упражнения помогают практически в достижении желаемого результата -
освобождении души от оков разума и материи, чтобы осознать свою потенциальную
природу как отличную от телесного сознания, а затем подняться в Космическое
Сознание и далее в Сверх-Космическое Сознание. Именно освобожденная душа должна
пережить на опыте осознание на различных уровнях, от реализации Я до
реализации Космического, и в конце концов - до реализации
Сверх-Космического, или Бога.
2. Йог видья и йог садхана
Путь йоги в теории и практике
2.1. Базис древней йоги
2.1.1. Истоки и техника систем йоги
Из ЯДЖНАВАЛКЬЯ СМРИТИ мы узнаем, что Хираньягарбха (Брахма) был первым учителем
йоги. Но как система йога была впервые представлена великим мыслителем и
философом Патанджали в его ЙОГА СУТРЕ незадолго до христианской эры. Йогическая
система является одной из шести школ индийской философии (КХАТ ШАСТРЫ), которая
систематизировала и развила индийскую мысль о космосе, индивидуальной душе и их
взаимосвязи. Эти философские школы появились в результате попытки реформировать
и восстановить древние и освященные временем представления по психологическим и
метафизическим вопросам.
Слово ЙОГА в общепринятом смысле означает метод. Терминологически оно означает
соединение или единение индивидуальной души со Сверхдушой, или Богом.
Английское слово уоке означает объединять или соединять вместе и
подчинять дисциплине. В этом контексте система йоги означает методическая
дисциплина, которая имеет целью, с одной стороны, ВИЙОГ (разъединение), или
отделение индивидуальной души от разума и материи, а с другой стороны - ЙОГ, или
соединение ее с Брахманом. Она означает, следовательно, и подразумевает поиск
трансцендентального и божественного в человеке, или нахождение ноуменального
(сверхчувственного) в феноменальном путем сведения физических и метафизических
состояний к их наиболее существенному общему фактору, к базису и субстрату всего
существующего, видимого и невидимого. Как таковые, йогические методы
подразумевают систему мощного усилия, самой напряженной попытки и упорной борьбы
за достижение совершенства посредством контроля над физическим телом, всегда
активным разумом, самоутверждающимся эго или волей, ищущим и вопрошающим
интеллектом, праническими вибрациями, беспокойными способностями и мощными
чувствами. Аллегорически сегодняшнее состояние индивидуализированной души
описывается как езда в колеснице тела с ошеломленным интеллектом в качестве
возницы, потерявшим голову разумом вместо вожжей и чувствами в виде могучих
коней, несущихся по полю чувственных объектов и чувственных удовольствий. Все
это показывает, что изучающий йоговскую дисциплину должен предпринять курс
предельно строгой и предписанной деятельности, которая может помочь
деперсонализовать душу и освободить ее от всех ограничивающих придатков жизни -
физического, ментального и супраментального, а затем соединить ее с силой Бога и
достигнуть единства с Богом.
Слово ЙОГА, однако, не следует путать с ЙОГ-МАЙЯ и йогическими способностями,
которые означают соответственно высшую Силу Бога саму по себе (создающую,
контролирующую и поддерживающую все творение), и психические способности (Риддхи
и Сиддхи), которых можно достигнуть на пути йоги.
В свою очередь, ЙОГ-ВИДЬЯ, или наука йоги, имеет двойной аспект: физический и
духовный. В первом смысле имеется в виду йогическая система физической культуры,
помогающая гармонично развивать различные составные части человеческого тела. Но
мы здесь имеем дело с духовным аспектом йоги, который имеет целью благополучие
духа, или души, истинного жизненного принципа в человеке, пренебрегаемого и
игнорируемого в настоящее время. Термин ЙОГА в этом контексте должен строго
ограничиваться одной из систем философской мысли, берущей начало из Вед и
имеющей единственную цель - возвращения души (посредством духовной дисциплины),
затерявшейся теперь в деятельности разума и материи, с которыми она отождествила
себя за многие тысячелетия долгой и постоянной связи.
Короче говоря, йога означает технику переориентации и реинтеграции духа в
человеке, потерянного материка его истинного Я.
2.1.2. Основные понятия
Йога заранее предполагает два фактора, которые объясняют сотворение мира: 1)
ИШВАР, или Бог, и 2) АВИДЬЯ, или Майя.
В то время как первый полностью разумен, вторая совершенно лишена разумности.
Человек тоже является комбинацией этих двух