при котором духовенство повернулось от внутренней жизни к
внешней, от самопожертвования - к мирской власти. Чтобы сохранить свое
положение, церковь поощряла рост доктрин и традиций, которые усиливали монополию
ее власти. Чтобы укрепиться, она создала ореол вокруг алтаря, которому она
служила, и порицала алтари, которые не были в ее подчинении. Если самозванные
слуги Иеговы или божества с каким-нибудь другим именем должны были сохранять и
увеличивать свое положение и власть, то было необходимо, чтобы все боги
филистимлян или язычников были порицаемы.
Эти факторы, рассмотренные нами, действуют в каждой области человеческой
деятельности. Историк тоже очень хорошо знает судьбу каждого нового движения,
религиозного или светского по характеру. Оно возникает в человеке предвидения,
подвергается быстрому распространению в руках тех, кого вдохновил его личный
пример, а затем вступает в процесс постепенного старения и упадка. Падение от
пульсирующего видения до механической догмы - это особенность не только религии,
но все же существуют определенные признаки в религии, которые не встречаются
где-либо еще.
Эти уникальные проблемы возникают в результате мистического опыта в основе
каждой великой религии. Мистический опыт, как мы видели, простирается до планов
существования, к которым обычно человеческие существа не имеют доступа. Только
горстка, даже еще меньше, может заявить об обладании им в любом веке. Этот опыт
уникален по характеру, так как он обладает богатством, обширностью,
интенсивностью и красотой, не находящими параллели в земной жизни. Но мы на этом
земном плане можем понять его значение только в пределах ограничений нашего
земного опыта. Мистику остается, если он желает сообщить нам что-то из своего
уникального опыта (не просто кончая молчанием или негативными утверждениями
ведантиста или Иоанна Крестителя), поневоле обратиться к метафоре и притче.
В Маснави Мауланы Руми нам говорится:
Негоже, чтобы я говорил тебе больше,
так как ложе ручья не может вместить море.
Иисус совершенно ясно высказался по этому вопросу, когда говорил своим ближайшим
ученикам (которым Он мог прямо сообщить личный внутренний опыт):
Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано;
Потому говорю им притчами, что они видя не видят,
и слыша не слышат, и не разумеют.
Матфей, 13:11,13
В то время как прямое утверждение имеет тенденцию быть ограниченным
анализируемыми качествами объекта, образное утверждение не страдает от такого
препятствия. Поэты описывали свою любовь к женщине в терминах розы, звезды,
мелодии, пламени, луны и т.д. Мистики использовали подобный прием, говоря о
своей любви к Богу. Но в то время как слушатели поэта, говорящего о человеческой
любви, всегда осознают, что он использует метафоры, хорошо зная что такое
женщина, слушающие мистика не имеют такого сравнения и часто склонны забывать,
что то, что он говорит, это только образное выражение. Поэтому утверждения
человека духовного видения часто принимаются буквально, когда они предназначены
быть только метафорами, и как метафоры, когда они должны пониматься буквально.
Так, когда Иисус или Мухаммед заявляли, что Они - сыновья Бога, или Мессии, как
говорили все великие души, слившие свою волю с Божественной Волей, это
понималось буквально: что каждый из Них - единственный Сын Всемогущего. Или еще,
когда Иисус, говоря не о своей способности как конечной личности, а о
способности Вечного Божественного Принципа, который Он воплощал, сказал: Не
оставлю тебя и не покину тебя, Я с вами во все дни до скончания века, Его
понимали буквально. Поэтому искать духовного руководства от живого Учителя,
после того как Иисуса больше не было, стало признаком неверия и поэтому
считалось ересью. Но когда Иисус совершенно буквально говорил о едином оке или
о Боге как Свете, Его понимали как образно говорящего о целостности сознания и
свете разума.
Тогда неудивительно, что если каждое утверждение понимается так, или вернее,
понимается неправильно, то должны появляться смысловые значения, которые мудрец
даже не подразумевал, и во имя его должны проповедоваться догмы и доктрины,
имеющие мало связи со всеобщими внутренними опытами, вдохновлявшими его. Поэтому
возникли различия между учениями одной веры и другой, которые никогда не
предполагались их основателями. Более того, внутренние царства так обширны и
разнообразны, что ни один мистик никогда не мог надеяться указать все аспекты
внутренней панорамы. В лучшем