случае, он может намекнуть на некоторые ее места,
и это могут быть не точно те же части, о которых говорили другие, в результате
чего читатель, сам не имеющий прямого доступа к внутренним царствам, может
усмотреть определенные несоответствия между писаниями того и другого мистика,
фактически не существующие.
Далее, не все мистики достигают высшей духовной цели. Лишь немногие могут
прорваться сквозь пелену внутренней тьмы в полной мере, и из них большинство
никогда не достигает плана выше первого внутреннего духовного плана. Из тех, кто
смог пройти дальше, большая часть никогда не пересекает второй план и т.п.
Теперь, каждый из планов имеет свои особенности и характеристики, и в то время
как более высокие планы вмещают и поддерживают более низкие, обитатели более
низких планов редко осознают существование более высоких. Каждый план по
сравнению с предыдущим кажется самим совершенством; и каждый мистик, говоривший
о своем божественном опыте, описывал его так, будто это конечная цель духовного
прогресса. Неизбежный результат этого таков, что мы встречаем описания Абсолюта,
которые, после допущения различий в образных выражениях, не могут быть
согласованы.
Иисус говорит о Божественном в Его отцовском аспекте, Шри Рамакришна - в
материнском. Мистики Санкхьи говорят о Боге, Пракрити и Атмане как навсегда
изолированных; Рамануджа - как о связанных, но никогда не сливающихся в одно; а
Шанкара видит их как одну и ту же сущность, а их отдельность - не реальностью, а
лишь иллюзией. Все это означает массу путаницы для обычного читателя. Но когда
он встретит того, кто достиг высшего плана и знаком с опытом каждого из
внутренних планов, тогда все противоречия исчезнут, так как такой может
продемонстрировать, что хотя шесть слепых сделали противоречивые на вид
замечания о природе слона, они все могут быть в конце концов согласованы тем,
кто смог увидеть всего слона в целом.
В этом контексте, учение Сурат Шабд Йоги приобретает еще одно значение. Мы уже
видели довольно подробно, что она излагает самые быстрые, самые практические и
самые научные средства для достижения духовной цели человека. Мы можем теперь
добавить, что беря его на высшие духовные планы, туда, где Бесформенный приходит
в Форму, она обеспечивает ему наилучшую позицию для обзора обширного поля
духовности.
То, что смутило и озадачило бы других, оставляет адепта этого Пути невозмутимым.
Противоречия исчезают при его прикосновении, и то, что смущало и озадачивало,
разрешается после его объяснения в безупречную последовательность. Он понимает
каждое из духовных и квазидуховных движений, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Он может по желанию войти во внутренний опыт, который каждый из них может дать,
и он может лучше всех судить об их относительных заслугах. Он не порицает и не
атакует; он не движим ненавистью или оппозицией. Так как он увидел Наивысшее,
его цель - взять своих собратьев-людей к Нему самым спокойным и быстрым путем.
Он знает, что не нужно смешивать жизнь внутри с внешней жизнью, и проповедует
свое послание не как кодекс, а как науку: Попытайся войти внутрь, - говорит он
нам, - и посмотри сам.
Наука, которой он учит, не новая. Это древнейшая из наук. Но, в то время как в
прошлом она имела тенденцию присоединяться ко многому несущественному для нее,
он желает сохранить ее в чистом состоянии и первозданном великолепии. Он доводит
до своего логического вывода мистические истины, заключенные во всех великих
священных писаниях, подчеркивая, что если Бог в Его первичной форме является
Светом и Музыкой, то мы должны внутренне обратиться к ним, а не к каким-либо
другим средствам для возвращения к Нему и слияния с Ним. Туда, где был хаос, Он
приносит порядок; туда, где было отчаяние, Он приносит надежду, и для каждого из
нас, каковы бы ни были наши способности, Он имеет некоторое утешение и может
дать какое-то озарение.
Библиотека Лотоса
http://ariom.narod.ru/litera.htm