Дзогчена, и далеко окрест быстро распространилась
весть о том, что какой-то мальчик из страны Урген, признанный
воплощением великого существа, дает Учение, выходящее за пределы
закона причины и следствия.
Достигнув Индии, эта весть очень взволновала тамошних буддийских
пандитов, и было решено, что самый ученый из них, чье имя было
Манджушримитра, весьма искусный в логике и полемике, должен разгромить
в диспуте этого юного выскочку. Но по прибытии Манджушримитра обнаружил,
что мальчик действительно является великим Учителем, и в его Учении
невозможно найти ошибку. Ему стало ясно, что мудрость этого ребенка
далеко превосходит его собственное интеллектуальное понимание. Он
глубоко раскаялся и признался Гарабу Дордже в своем дурном намерении:
встретиться с ним с единственной целью ? победить в диспуте. Гараб
Дордже простил пандита и дал ему наставления. Однако он попросил
Манджушримитру, величайшего буддийского ученого того времени, написать
текст, излагающий доводы Учения, при помощи которых Гараб Дордже его
победил. Это произведение, написанное Манджушримитрой, существует и
поныне.*5
Чтобы понять, почему можно сказать, что Учение Гараба Дордже выходит
за пределы основополагающего закона кармы, закона причин и следствий,
тем самым внешне противореча учению Будды Шакьямуни, и, тем не менее,
является совершенным Учением, мы должны обратиться к знаменитой
Сердечной Сутре (Праджняпарамитахридайя-сутра) ? краткому изложению
сути всех больших сутр Праджняпарамиты. Эта сутра содержит учение о
природе шуньяты, пустоты, в котором перечисляются все составляющие, из
которых мы конструируем нашу действительность, и устанавливается, что
каждая из них, в свою очередь, пустотна. В этой сутре пустотность
чувств и их объектов раскрывается путем повторения формулы: ...итак,
поскольку все явления по своей сути лишены собственной природы, нельзя
утверждать, что глаз имеет какое-либо независимое существование, точно
так же, как реально не существует ни такой вещи, как ухо или нос,
ни чувства зрения, ни слуха, ни обоняния... и т. д. Затем таким
же образом отрицаются все главные составляющие учения Будды, чтобы
показать их коренную пустотность, и, как утверждается в сутре, с точки
зрения пустоты ...не существует ни кармы, ни закона причины и
следствия.
Поскольку в сутре утверждается, что сам Будда просил великого
бодхисаттву*6 Авалокитешвару передать это Учение другому великому
бодхисаттве, Манджушри, перед лицом собрания множества существ всех
классов и поскольку в конце этой сутры Будда восхваляет мудрость слов
Авалокитешвары, а также говорится, что все собрание возликовало, ясно,
что в самом сердце учения Будды содержится учение вне причин и
следствий, то есть вне любых ограничений.
У Гараба Дордже было множество учеников ? как среди людей, так и
среди дакини, и он продолжал учить до конца своей жизни. Прежде чем
растворить свое тело в сущности элементов и обрести Тело Света, он
оставил изложение сути своих Учений, называемое Три завета, о
которых говорилось выше.
Три принципа Гараба Дордже, три раздела учений Дзогчена и другие триады
Хотя цель учения Дзогчен заключается не в развитии интеллекта, а в
том, чтобы вывести человека за пределы его ограничений, в изначальное
состояние, тем не менее, оно содержит четкую и ясную, подобную
кристаллической решетке структуру взаимосвязанных объяснений. Основу
этой четкой структуры составляют Три Завета, или Три Принципа Гараба
Дордже, а различные аспекты этого Учения можно представить как
кристаллическую решетку, которую составляют взаимосвязанные
компоненты, сгруппированные в триады.
Три Завета Гараба Дордже начинаются с Прямого Введения, прямой
передачи изначального состояния от Учителя к ученику. Совершенно
очевидно, что эта передача не относится к области интеллекта.
Существуют три способа, при помощи которых можно осуществить Введение:
прямой, символический и устный ? и эти направления являются основными
признаками трех разделов учения Дзогчен: Мэннгагдэ, или раздела
Сущности, Лонгдэ, или раздела Пространства, и Сэмдэ, или раздела
Природы Ума.
Схема этих трех разделов [см. Ключ к триадам в учении Дзогчен]
отражает особенности каждого из них. Не следует рассматривать эти три
раздела как три градации или три отдельные учения, или три школы. Они
представляют собой три способа осуществления Введения и три метода
практики, но все имеют целью ввести практикующего в созерцание и все в
равной мере принадлежат учению Дзогчен. Такое членение