Шейн Джон

Кристалл и путь света

Дзогчена, и далеко окрест быстро распространилась

весть о том, что какой-то мальчик из страны Урген, признанный

воплощением великого существа, дает Учение, выходящее за пределы

закона причины и следствия.

Достигнув Индии, эта весть очень взволновала тамошних буддийских

пандитов, и было решено, что самый ученый из них, чье имя было

Манджушримитра, весьма искусный в логике и полемике, должен разгромить

в диспуте этого юного выскочку. Но по прибытии Манджушримитра обнаружил,

что мальчик действительно является великим Учителем, и в его Учении

невозможно найти ошибку. Ему стало ясно, что мудрость этого ребенка

далеко превосходит его собственное интеллектуальное понимание. Он

глубоко раскаялся и признался Гарабу Дордже в своем дурном намерении:

встретиться с ним с единственной целью ? победить в диспуте. Гараб

Дордже простил пандита и дал ему наставления. Однако он попросил

Манджушримитру, величайшего буддийского ученого того времени, написать

текст, излагающий доводы Учения, при помощи которых Гараб Дордже его

победил. Это произведение, написанное Манджушримитрой, существует и

поныне.*5

Чтобы понять, почему можно сказать, что Учение Гараба Дордже выходит

за пределы основополагающего закона кармы, закона причин и следствий,

тем самым внешне противореча учению Будды Шакьямуни, и, тем не менее,

является совершенным Учением, мы должны обратиться к знаменитой

Сердечной Сутре (Праджняпарамитахридайя-сутра) ? краткому изложению

сути всех больших сутр Праджняпарамиты. Эта сутра содержит учение о

природе шуньяты, пустоты, в котором перечисляются все составляющие, из

которых мы конструируем нашу действительность, и устанавливается, что

каждая из них, в свою очередь, пустотна. В этой сутре пустотность

чувств и их объектов раскрывается путем повторения формулы: ...итак,

поскольку все явления по своей сути лишены собственной природы, нельзя

утверждать, что глаз имеет какое-либо независимое существование, точно

так же, как реально не существует ни такой вещи, как ухо или нос,

ни чувства зрения, ни слуха, ни обоняния... и т. д. Затем таким

же образом отрицаются все главные составляющие учения Будды, чтобы

показать их коренную пустотность, и, как утверждается в сутре, с точки

зрения пустоты ...не существует ни кармы, ни закона причины и

следствия.

Поскольку в сутре утверждается, что сам Будда просил великого

бодхисаттву*6 Авалокитешвару передать это Учение другому великому

бодхисаттве, Манджушри, перед лицом собрания множества существ всех

классов и поскольку в конце этой сутры Будда восхваляет мудрость слов

Авалокитешвары, а также говорится, что все собрание возликовало, ясно,

что в самом сердце учения Будды содержится учение вне причин и

следствий, то есть вне любых ограничений.

У Гараба Дордже было множество учеников ? как среди людей, так и

среди дакини, и он продолжал учить до конца своей жизни. Прежде чем

растворить свое тело в сущности элементов и обрести Тело Света, он

оставил изложение сути своих Учений, называемое Три завета, о

которых говорилось выше.

Три принципа Гараба Дордже, три раздела учений Дзогчена и другие триады

Хотя цель учения Дзогчен заключается не в развитии интеллекта, а в

том, чтобы вывести человека за пределы его ограничений, в изначальное

состояние, тем не менее, оно содержит четкую и ясную, подобную

кристаллической решетке структуру взаимосвязанных объяснений. Основу

этой четкой структуры составляют Три Завета, или Три Принципа Гараба

Дордже, а различные аспекты этого Учения можно представить как

кристаллическую решетку, которую составляют взаимосвязанные

компоненты, сгруппированные в триады.

Три Завета Гараба Дордже начинаются с Прямого Введения, прямой

передачи изначального состояния от Учителя к ученику. Совершенно

очевидно, что эта передача не относится к области интеллекта.

Существуют три способа, при помощи которых можно осуществить Введение:

прямой, символический и устный ? и эти направления являются основными

признаками трех разделов учения Дзогчен: Мэннгагдэ, или раздела

Сущности, Лонгдэ, или раздела Пространства, и Сэмдэ, или раздела

Природы Ума.

Схема этих трех разделов [см. Ключ к триадам в учении Дзогчен]

отражает особенности каждого из них. Не следует рассматривать эти три

раздела как три градации или три отдельные учения, или три школы. Они

представляют собой три способа осуществления Введения и три метода

практики, но все имеют целью ввести практикующего в созерцание и все в

равной мере принадлежат учению Дзогчен. Такое членение