учения Гараба
Дордже на три раздела предложил Манджушримитра, главный ученик Гараба
Дордже, и его придерживались последующие Учителя.
Мэннгагдэ, или Упадеша, раздел Сущности, в большей степени использует
принцип Прямого Введения; Лонгдэ дополнительно предлагает Символическое
Введение, а Сэмдэ ? Устное Введение. Итак, в каждом разделе есть свой
особый способ введения в созерцание, в изначальное состояние, однако в
каждом разделе неотъемлемо присутствует прямая передача одного и того
же состояния. Можно сказать, что Сэмдэ ? это основа для передачи
учений Дзогчен, Лонгдэ опирается на принципы Сэмдэ, Мэннгагдэ же можно
назвать сутью Сэмдэ и Лонгдэ, извлеченной Учителями благодаря их
личным переживаниям и открытым ими тэрма.* Но есть тенденция считать
Сэмдэ менее важным разделом, чем Мэннгагдэ, и время от времени
возникает необходимость напоминать о его важности.
______________
* Скрытые тексты или предметы, а также целые Учения, обнаруживаемые
благодаря великой ясности ума некоторых Учителей.
Глава 4
СВЯЗЬ ДЗОГЧЕНА С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ БУДДИЙСКОГО ПУТИ
Откажитесь от всех дурных деяний,
Всегда действуйте только во благо,
полностью овладейте своим умом ?
вот учение Будды.
Будда Шакьямуни.
Если мысли возникают,
Сохраняйте присутствие в этом состоянии,
Если мысли не возникают,
Сохраняйте присутствие в этом состоянии ?
Присутствие одинаково в любом состоянии.
Гараб Дордже.
Проблема двойственности
Чтобы понять Дзогчен, полезно рассмотреть его связь с другими
духовными путями, входящими в спектр буддийских Учений, ? все они
одинаково драгоценны и были преподаны на благо живых существ с разными
уровнями способностей. Все эти пути имеют общую цель ? преодоление
препятствия, возникающего оттого, что человек пребывает в двойственном
состоянии, пестуя субъективное я, или эго, которое, воспринимая
внешний для себя мир как нечто другое, постоянно пытается манипулировать
этим миром для достижения удовлетворения и безопасности. Но достигнуть
удовлетворения и безопасности так никогда и не удается, потому что все
явления, которые кажутся внешними, непостоянны, а кроме того, истинная
причина страдания и неудовлетворенности кроется в глубинном чувстве
неполноты ? неизбежном следствии пребывания человека в состоянии
двойственности.
Будда был полностью реализовавшим существом и проявил человеческое
рождение в V в. до н. э., в Индии, чтобы использовать возможность
словами и собственным примером учить других людей. Страдание ?
это нечто очень конкретное, то, что каждый знает и чего хочет по
возможности избежать, поэтому Будда и начал свое учение с того, что в
своей знаменитой первой проповеди о Четырех благородных Истинах повел
речь о страдании. Первая истина привлекает наше внимание к самому
факту страдания, указывая на существование лежащей в основе всего
бытия неудовлетворенности, неотъемлемой от нашего состояния. Вторая
истина объясняет причину этой неудовлетворенности ? двойственное
состояние бытия, переживаемое нами вследствие приверженности к
явлениям и желаниям, которые укрепляют иллюзию наличия эго как
сущности, отдельной от единой целостной вселенной. Третья истина
провозглашает возможность прекращения этого страдания благодаря
возврату к переживанию целостности путем преодоления двойственности.
Четвертая истина объясняет путь к прекращению страдания ? тот самый
путь, которому учил Будда.
Сутра
Все буддийские традиции сходятся в том, что существует главная
проблема ? страдание, но каждая из них предлагает свой метод ее
решения, чтобы вернуть человека к переживанию изначального единства.
Традиция Хинаяны придерживается пути отречения, который проповедовал
Будда в облике человека. Позднее его слова были записаны в так
называемых сутрах. Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а
применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого
дерева. Согласно этому пути, следует преодолеть все привычки и
склонности, которые считаются препятствиями к освобождению. И потому
на этом уровне существует множество связанных с обетами правил
поведения, которые регулируют все наши действия. Идеалом является
монах, принявший максимальное число обетов, ? во всяком случае, как
среди монашества, так и среди верующих мирян, обычная жизнь считается
нечистой и ее надлежит отвергнуть, чтобы, применяя различные способы
медитации,