Шейн Джон

Кристалл и путь света

учения Гараба

Дордже на три раздела предложил Манджушримитра, главный ученик Гараба

Дордже, и его придерживались последующие Учителя.

Мэннгагдэ, или Упадеша, раздел Сущности, в большей степени использует

принцип Прямого Введения; Лонгдэ дополнительно предлагает Символическое

Введение, а Сэмдэ ? Устное Введение. Итак, в каждом разделе есть свой

особый способ введения в созерцание, в изначальное состояние, однако в

каждом разделе неотъемлемо присутствует прямая передача одного и того

же состояния. Можно сказать, что Сэмдэ ? это основа для передачи

учений Дзогчен, Лонгдэ опирается на принципы Сэмдэ, Мэннгагдэ же можно

назвать сутью Сэмдэ и Лонгдэ, извлеченной Учителями благодаря их

личным переживаниям и открытым ими тэрма.* Но есть тенденция считать

Сэмдэ менее важным разделом, чем Мэннгагдэ, и время от времени

возникает необходимость напоминать о его важности.

______________

* Скрытые тексты или предметы, а также целые Учения, обнаруживаемые

благодаря великой ясности ума некоторых Учителей.

Глава 4

СВЯЗЬ ДЗОГЧЕНА С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ БУДДИЙСКОГО ПУТИ

Откажитесь от всех дурных деяний,

Всегда действуйте только во благо,

полностью овладейте своим умом ?

вот учение Будды.

Будда Шакьямуни.

Если мысли возникают,

Сохраняйте присутствие в этом состоянии,

Если мысли не возникают,

Сохраняйте присутствие в этом состоянии ?

Присутствие одинаково в любом состоянии.

Гараб Дордже.

Проблема двойственности

Чтобы понять Дзогчен, полезно рассмотреть его связь с другими

духовными путями, входящими в спектр буддийских Учений, ? все они

одинаково драгоценны и были преподаны на благо живых существ с разными

уровнями способностей. Все эти пути имеют общую цель ? преодоление

препятствия, возникающего оттого, что человек пребывает в двойственном

состоянии, пестуя субъективное я, или эго, которое, воспринимая

внешний для себя мир как нечто другое, постоянно пытается манипулировать

этим миром для достижения удовлетворения и безопасности. Но достигнуть

удовлетворения и безопасности так никогда и не удается, потому что все

явления, которые кажутся внешними, непостоянны, а кроме того, истинная

причина страдания и неудовлетворенности кроется в глубинном чувстве

неполноты ? неизбежном следствии пребывания человека в состоянии

двойственности.

Будда был полностью реализовавшим существом и проявил человеческое

рождение в V в. до н. э., в Индии, чтобы использовать возможность

словами и собственным примером учить других людей. Страдание ?

это нечто очень конкретное, то, что каждый знает и чего хочет по

возможности избежать, поэтому Будда и начал свое учение с того, что в

своей знаменитой первой проповеди о Четырех благородных Истинах повел

речь о страдании. Первая истина привлекает наше внимание к самому

факту страдания, указывая на существование лежащей в основе всего

бытия неудовлетворенности, неотъемлемой от нашего состояния. Вторая

истина объясняет причину этой неудовлетворенности ? двойственное

состояние бытия, переживаемое нами вследствие приверженности к

явлениям и желаниям, которые укрепляют иллюзию наличия эго как

сущности, отдельной от единой целостной вселенной. Третья истина

провозглашает возможность прекращения этого страдания благодаря

возврату к переживанию целостности путем преодоления двойственности.

Четвертая истина объясняет путь к прекращению страдания ? тот самый

путь, которому учил Будда.

Сутра

Все буддийские традиции сходятся в том, что существует главная

проблема ? страдание, но каждая из них предлагает свой метод ее

решения, чтобы вернуть человека к переживанию изначального единства.

Традиция Хинаяны придерживается пути отречения, который проповедовал

Будда в облике человека. Позднее его слова были записаны в так

называемых сутрах. Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а

применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого

дерева. Согласно этому пути, следует преодолеть все привычки и

склонности, которые считаются препятствиями к освобождению. И потому

на этом уровне существует множество связанных с обетами правил

поведения, которые регулируют все наши действия. Идеалом является

монах, принявший максимальное число обетов, ? во всяком случае, как

среди монашества, так и среди верующих мирян, обычная жизнь считается

нечистой и ее надлежит отвергнуть, чтобы, применяя различные способы

медитации,