превратиться в чистое существо, вышедшее за пределы причин
страдания, ? стать архатом, который больше не возвращается в
круговорот рождения и смерти зависимого существования.
Махаяна
С точки зрения Махаяны, стремиться только к своему собственному
спасению и уходить от страдания, когда другие продолжают страдать, ?
далеко не идеал. В Махаяне считается, что следует трудиться для
достижения более высокого блага, ставя желание освободить всех существ
выше собственного спасения и, постоянно возвращаясь в круговорот
страдания, помогать другим из него выбраться. Тот, кто идет таким
путем, называется бодхисаттвой. И Хинаяна, или малая колесница, и
Махаяна, или великая колесница, принадлежат к пути отречения, но
подход у них разный. Чтобы отсечь корни дерева один за другим,
требуется долгое время, и потому Махаяна больше нацелена на то, чтобы
избавиться от главного корня, другие же пусть засохнут сами. Она
развивает в человеке высшее сострадание, а также подводит к пониманию
пустотной сущности всех явлений и индивидуального я, к которому
стремится и Хинаяна.
В Махаяне стоящее за нашими действиями намерение считается столь же
важным, как и сами действия, а это совсем иной подход, чем в Хинаяне,
где во всех своих действиях человек руководствуется обетами. Есть одна
история, которая очень хорошо иллюстрирует это отличие. Богатый купец,
ученик Будды, отправился с большим караваном вместе с другими купцами
и слугами на некий остров, чтобы привезти на продажу драгоценные
камни, которыми славился тот остров. На обратном пути купец узнал, что
один из его спутников намеревается убить всех находящихся на судне
людей, которых было триста, чтобы завладеть грузом драгоценных камней.
Купец знал этого человека и понимал, что тот действительно способен
на злодейство. Он мучился сомнениями, не зная, как поступить. В конце
концов, несмотря на обет никогда не отнимать жизнь у других существ,
принятый перед лицом Будды, ему ничего не оставалось, как убить
злоумышленника. Он был очень удручен содеянным и сразу же по
возвращении отправился к Будде, чтобы признаться в своем дурном
поступке. Но Будда сказал, что его поступок не был ошибкой, ибо
намерение заключалось не в том, чтобы отнять, а чтобы спасти жизнь.
Кроме того, как объяснил Будда, в действительности он совершил доброе
дело, поскольку, по существу, спас жизнь трехсот человек, а также
избавил грабителя от чрезвычайно жестокой кармической расплаты за
убийство трех сотен людей и неотвратимых последствий такого злодеяния.
Поскольку в Махаяне стоящее за действием намерение считается самым
важным, все практики предпринимаются ради блага других.
Дзэн-буддизм также является махаянским путем, а так как о нем обычно
говорят как о непостепенном методе, часто думают, что он ? тоже самое,
что Дзогчен, который тоже представляет собой непостепенный метод. Но
методы Дзогчена и Дзэна и достигаемая благодаря им реализация в корне
различны*7. Об обоих уровнях пути отречения ? и Хинаяне, и Махаяне ?
можно сказать, что они работают на уровне тела.
Тантра или Ваджраяна
В отличие от Хинаяны и Махаяны, Тантра работает на уровне энергии,
или речи. Разумеется, энергия менее осязаема, чем тело. Понять, что
такое энергия и как она действует, труднее, нежели осознать простой
факт страдания. Поэтому, чтобы практиковать Тантру, требуются более
высокие способности.
Хотя термин тантра стал употребляться для обозначения текста,
который содержит тантрийское Учение, истинное значение этого слова ?
непрерывность, в том смысле, что, хотя все феномены (дхармы)
пустотны, тем не менее, они непрерывно проявляются. Все тантрийские
методы работают с этой непрерывностью, принимая выдвинутый Сутрой
постулат о пустоте всех дхарм.
С точки зрения Сутры, относительное измерение ? это препятствие,
которое следует устранить, чтобы реализовать абсолютный уровень
пустоты. Тантра же использует относительное, чтобы способствовать
продвижению по пути, уводящему за пределы относительного. Отношение
Тантры к страстям, отвергаемым на уровне Сутры, выражено в тантрийском
изречении: Чем больше дров (страстей), тем больше огонь (реализация).
Существуют внешние и внутренние тантры, которые называют также низшими
и высшими. Оба этих уровня Тантры в качестве основного метода используют
визуализацию, но внешние тантры начинают с уровня внешнего поведения
практикующего, чтобы, очистив его ум и действия, подготовить к
обретению мудрости. То есть начальный этап внешних тантр ? это