самый момент своего возникновения автоматически, само освобождает и
себя, и от себя. Если практиковать так, то у семян ядовитого дерева
двойственного видения никогда не будет возможности даже прорасти, а
тем более пустить корни и разрастись.
Поэтому практикующий живет обычной жизнью, не нуждаясь ни в каких
правилах, кроме своей собственной осознанности, но всегда пребывая в
состоянии изначального единства благодаря объединению своего состояния
со всеми проявлениями, составляющими его переживание, причем со
стороны совершенно не заметно, что он занимается практикой. Вот что
имеется в виду под самоосвобождением, вот что имеется в виду под
названием Дзогчен, которое означает великое совершенство, вот что
имеется в виду под недвойственным созерцанием, или просто созерцанием.
Хотя в Тибете, в монастырской школе, мне довелось изучать и практиковать
все уровни буддийского пути, мой Учитель Чангчуб Дордже помог мне
понять особую ценность учений Дзогчена и поэтому моя главная задача ?
учить именно им.
Сводка в виде таблицы различных путей Сутр и уровней Тантр и Дзогчена,
которая приводится ниже, включена в качестве наглядного пособия для
уяснения большинства терминов, обычно употребляемых при разъяснении
этих Учений. Однако, несмотря на полезность такой таблицы, существует
опасность, что некоторые читатели могут ошибочно понять ее как некую
иерархию Учений, где Дзогчен занимает самое высшее положение. В
действительности, эта схема может быть перевернута, и Дзогчен окажется
внизу; кроме того, таблицу можно читать снизу вверх в соответствии с
последовательностью, в которой излагаются и практикуются постепенные
пути, причем, прежде чем перейти к следующей ступени, необходимо
завершить предыдущую. Дзогчен отличается от постепенных путей, так как
Учитель вводит ученика прямо в Великое Совершенство ? самое сердце
всех путей. Причина же такого разнообразия путей заключается в том,
что каждый из них соответствует способностям тех или иных людей. Так,
к примеру; для того, кому больше подходит учение Сутр, оно является
высшим, потому что для этого человека именно оно будет работать
лучше других. Когда речь идет о Дзогчене, употребляя слова высокое
или наивысшее, следует помнить об этом важном моменте.
Сводная таблица методов различных путей:
Сутры, Тантры и Дзогчена
Дзогчен:
Не будучи ни сутрой, ни Тантрой, Дзогчен не считает себя вершиной
какой-либо иерархии уровней и не является постепенным путем. Дзогчен ?
это путь самоосвобождения, а не преображения, поэтому в нем визуализация
не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений,
поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована
практика любого другого уровня. Главная практика Дзогчена заключается
в том, чтобы прямо войти в недвойственное созерцание и пребывать в
нем, продолжая его углублять вплоть до обретения Полной Реализации.
Тантра, или Ваджраяна:
Различные уровни Тантры ? это практики Ваджраяны: все они опираются
на принцип пустотности всех феноменов. Основываясь на этом принципе,
все они применяют визуализацию, но на каждом уровне она используется
по-разному и нацелена на воссоединение энергии человека с энергией
вселенной.
Внутренние, или высшие, тантры:
Ануттара-тантра (высшая тантра, тиб. Сангва лана мэдпэй гюддэ) в школе
нингмапа подразделяется на три уровня:
Ати-йога (изначальная йога).
Ати-йога и Ану-йога имеются только в школе нингмапа. С точки зрения
этой школы, Ати-йога ? это конечная стадия Ану-йоги, кульминация
постепенного пути. Ати-йогу называют еще Дзогченом, и действительно,
состояние, достигаемое в этой йоге, доподлинно то же самое, что и
состояние Дзогчен. Но достигается оно через путь преображения, в конце
девяти стадий постепенного пути, в то время как Дзогчен сам по себе не
постепенен и в нем прямое введение дается с самого начала.
Ану-йога (полная йога).
Ану-йога, которая в школе нингмапа подводит к Ати-йоге, использует
метод визуализации, который имеется только в этой школе. Визуализацию
проявляют мгновенно, а не строят постепенно, деталь за деталью. Вы
представляете себя божеством, но при этом более важны не детали, а
ощущение [присутствия].
Маха-йога (великая йога).
Если в школе нингмапа вершиной пути преображения является Ати-йога,
в других трех школах тибетского буддизма практика Маха-йоги, которая
включает в себя постепенную визуализацию, ведет к состоянию Махамудры.
Это состояние