Тогдэна были длинные волосы и длинная густая борода, и когда я
впоследствии попал на Запад, то оказалось, что он удивительно похож
на портреты Карла Маркса, которые я там увидел, разве что очков он
не носил. Дядя был примером практика, который получает признание как
Учитель лишь благодаря тем качествам, которые проявляет в результате
практики, а не потому, что его объявили перерождением какого-либо
жившего прежде знаменитого Учителя. Когда Тогдэн впервые попал к
Адзому Другпа, его ум был настолько расстроен, что он едва ли мог
понять что-то из учений, которые этот Учитель давал на ежегодном
летнем учебном ритрите, проводившемся где-нибудь на высокогорье, в
палаточном городке, похожем на стойбище кочевников, ? этот лагерь
возникал на время ритрита, а потом исчезал. Благодаря Адзому Другпа
Тогдэн сумел справиться с болезнью настолько, что ко времени окончания
летнего ритрита уже мог делать некоторые практики.
Учитель предложил дяде побыть в одиночном затворничестве, но тот не
был способен понимать Учение и потому не знал, что нужно делать в
таком ритрите. И вот какой выход из этого положения нашел Адзом
Другпа: он послал моего дядю в пещеру, находившуюся на расстоянии
четырех дней пути, велев ему оставаться там и практиковать до тех
пор, пока за ним не пришлют, а с ним в качестве провожатого отправил
другого ученика. Этот ученик уже многие годы следовал учению Адзома
Другпа и был серьезным практиком. Человек он был простой, не
интеллектуал, и больше всего занимался практикой чод. Эта практика
направлена на преодоление привязанности к своему я и зависимости от
нее путем мысленного подношения собственного тела. Эта практика была
разработана великой тибетской йогини Мачиг Лабдрон (1055?1149),*10
которая происходила из бонской семьи. Она соединила элементы бонских
шаманских традиций с учениями Праджняпарамита-сутры и традициями
Дзогчена, которые получила от двух своих коренных Учителей, Патампы
и Трагпы Нгонше, создав особую тибетскую форму практики, которая
представляет собой законченную самостоятельную систему; хотя ее можно
практиковать и в сочетании с другими методами. Те, кто практиковал
чод, обычно кочевали, непрерывно перебирались с места на место с самым
скудным имуществом, как нищенствующие монахи, зачастую не имея вообще
ничего, кроме ритуальных музыкальных инструментов: дамару, или
двустороннего барабанчика, колокольчика и канглинга ? трубы из
человеческой бедренной кости. Жили они в маленьких шатрах, где в
качестве центрального шеста использовался ритуальный трезубец-кхатванга,
а четыре ритуальных кинжала, пурба, служили колышками. Эту практику
делают обычно в уединенных и пустынных местах, вроде пещер и горных
вершин, но в особенности на кладбищах и в местах сожжения трупов, чаще
всего ночью, когда устрашающая энергия таких мест обостряет чувства
практикующего. Находясь один в темноте, он призывает всех, перед кем
имеет кармические долги, прийти и получить плату; используя в качестве
подношения собственное тело. Среди приглашенных ? Будды и просветленные
существа, для которых йогин мысленно преображает подношение в нектар,
и все существа шести миров, для которых подношение умножается и
превращается, сообразно вкусам каждого, в нечто полезное и приятное.
Кроме того, вызываются и приглашаются демоны и злые духи, которым
в качестве угощения подносится само тело, как оно есть. Внутренние
демоны ? это обычно скрытые страхи, например, страх болезни или
смерти, которые можно преодолеть только вынеся их на передний край
сознания; существуют также демоны ? вредоносные энергии, и эта
практика дает йогину возможность их привлечь и в конце концов
подчинить. У нас есть инстинкт самосохранения, и мы стараемся
защититься от воображаемого вреда. Но наша попытка самозащиты в
конечном счете вызывает еще большее страдание, потому что еще глубже
вовлекает нас в ограниченность двойственного видения ? разделение мира
на себя самого и другое. В практике чод мы призываем то, что страшит
нас больше всего, и открыто предлагаем то, что обычно более всего
хотим защитить, и потому благодаря этой практике отсекаются две
привязанности: к эго и к своему телу. Название чод означает отсекать,
но отсекается здесь не само тело, а наша привязанность: человеческое
тело считается драгоценной колесницей для достижения реализации.
Итак, тот практиковавший чод ученик Адзома Другпа, который сопровождал
дядю в пещеру, где ему предстояло провести затворничество, вел его
самой кружной дорогой, проходившей по