тихо пойти и взять его. Я считал, что если об этом
узнают много людей и, тем более, будут присутствовать при его обнаружении,
многим это принесет пользу для укрепления и развития веры. Дядя согласился
с моими соображениями, и народу было объявлено о том месте, где находится
предполагаемое тэрма, и о времени, когда нужно будет там собраться.
Назначенный день настал. Мы вышли, и вскоре нас уже сопровождала целая
толпа. Место, указанное дядей, находилось довольно высоко на склоне
горы, а поскольку он был очень тучным, его несли туда четыре человека.
Наконец, он сказал, что мы подошли достаточно близко, и указал на
гладкий крутой склон, немного повыше места, где мы остановились.
Дядя объявил, что тэрма там, внутри скалы. Затем он попросил небольшую
пешню, какими пользуются альпинисты, постоял несколько минут в
молчании, держа ее в руках, а потом изо всех сил метнул вверх. Острие
застряло там, где, как казалось, была сплошная поверхность. Тем
временем несколько мужчин из числа наблюдавших сделали из ствола
дерева лестницу и приставили ее к скале, чтобы можно было залезть
наверх. Один юноша осторожно вскарабкался по ней и вытащил острие. К
всеобщему изумлению, от сплошной на вид скалы отвалился целый кусок.
Дядя попросил юношу осторожно пошевелить пикой в отверстии, которое
только что образовалось: оказалось, что оно заполнено рыхлым сухим
песком. Дядя велел выгрести этот песок, и парень очень медленно это
сделал. Затем, сидя на лестнице высоко над нами, он замер и от
удивления открыл рот. Наконец он сказал, что видит круглый светящийся
предмет. Дядя не разрешил его трогать. Несколько человек растянули
внизу одеяло, и парень выкатил концом пешни предмет, так что он упал
на одеяло. Дядя принял его в белый шелковый шарф-хадак, и, когда он
поднял его высоко вверх, все мы увидели загадочный светящийся белый
шар из неизвестного нам материала, размером с большой грейпфрут.
Когда мы вернулись домой, дядя запер находку в специальный деревянный
ящичек и наложил восковую печать. Он сказал, что потом этот предмет
сам обнаружит себя. Но через несколько месяцев, когда мы открыли все
еще запечатанный ларец, оказалось, что предмет непостижимым образом
исчез. Дядя не выказал удивления, а пояснил, что дакини забрали его
назад, так как еще не пришло время для его полного открытия.
Как я уже упомянул, вокруг дяди часто происходили чудеса, и отчасти
поэтому многие желали получить у него Учения. Нужно было совершить
долгое восхождение к его пещере, начав свой путь далеко внизу, в лесу,
но, тем не менее, иногда двадцать или тридцать человек предпринимали
колоссальные усилия, чтобы вскарабкаться наверх и повидать его. Кроме
того, пещера его была маленькой и, чтобы выслушать его проповедь, все
двадцать-тридцать посетителей должны были втиснуться внутрь и сидеть,
прижавшись друг к другу. Кенце Чоки Вангчуг не создавал эти трудности
намеренно ? просто таковы были условия, в которых он жил. Потом, в
конце дня, всем пришедшим за наставлениями приходилось снова спускаться
вниз, по крутому склону, в темноте, ? ведь карманных фонариков у нас
в Тибете не было! Спустившись, они должны были ночевать в лесу, без
всяких удобств ? гостиниц там нет! А на следующее утро им предстояло
снова карабкаться вверх, чтобы еще раз послушать Учителя.
Но даже такие трудности ? ничто по сравнению с усилиями, которые
прилагал Миларэпа ради того, чтобы получить Учения от своего учителя
Марпы:*11 тот заставил его построить пять башен и каждый раз перед тем,
как дать ему какое-либо учение, разрушал одну из них! Чтобы понять,
почему эти люди были готовы выносить любые трудности, нужно вспомнить,
насколько хрупка наша жизнь: ведь смерть может прийти к каждому из нас
в любой момент. Если мы осознаем, что беспрерывно, жизнь за жизнью,
продолжаем страдать, не понимая, почему страдаем и как положить конец
этому страданию, перед нами со всей ясностью предстанет громадное
значение Учителя и его Учения.
Нет ничего необычного в том, что люди затрачивают большие усилия
и приносят большие жертвы, чтобы получить Учение. Но существует,
особенно в наше время, и другая тенденция: получать все с легкостью,
не прилагая особых усилий. При чтении этой книги у вас может сложиться
впечатление, что объяснения касательно Основы, Пути и Плода, как они
в учении Дзогчен, слишком трудны и, чтобы понять их, требуется много
усилий. Однако эти усилия совершенно несравнимы с теми, которые
ученики предпринимали, чтобы получить объяснения от таких Учителей,
как