которых состоит и тело человека, и все материальное
измерение. И потому вселенная понимается как самопроизвольно возникающая
игра энергии изначального состояния, которой, как таковой, может
наслаждаться человек, пребывающий в единстве со своим сущностным,
неотъемлемым свойством в самоосвобождающем, самосовершенном состоянии,
состоянии Дзогчен. Если же из-за коренной ошибки в восприятии
реальности человек впадает в двойственность, то изначальное сознание,
которое в действительности есть источник всех проявлений, обманывается
своими собственными проекциями, и человек принимает их за внешнюю
реальность, существующую отдельно от него самого. От этой коренной
ошибки восприятия происходит все многообразие страстей, которые
непрерывно обрекают человека на двойственность.
Объясняя Основу, Путь и Плод, учение Дзогчен ставит целью показать,
как возникает иллюзия двойственности, как ее можно устранить и что
переживает человек, когда она бывает устранена. Но все примеры,
используемые для объяснения природы реальности, могут только частично
достичь этой цели, потому что она сама по себе ? за пределами слов и
понятий. Как сказал Миларэпа, мы можем говорить, что коренная природа
ума подобна пространству потому что и то, и другое ? пусто, но ум
осознает, а пространство ? нет. Реализация ? это не знание о вселенной,
а живое переживание природы вселенной. Пока у нас не будет такого
живого переживания, мы будем продолжать опираться на примеры,
будем зависеть от их ограниченности. Допустим, я пытаюсь дать вам
представление о неком неведомом предмете. Я могу сказать, что этот
предмет ? белый и круглый, и тогда вы составите о нем определенное
мнение, а на следующий день вы, возможно, услышите другое его описание
от другого человека, который его видел, и тогда вы измените свое
мнение в соответствии с новым описанием, полагая, что этот предмет ?
скорее овальный, чем круглый, и скорее перламутрового цвета, чем
белого. Выслушав пятьдесят описаний, вы так и не узнаете об этом
предмете больше, а только будете менять свое представление о нем после
каждого очередного описания. Но если однажды вы сами увидите этот
предмет, то наверняка будете знать, на что он похож, и поймете,
что все описания были верными лишь отчасти и что ни одно из них не
передавало природу этого таинственного предмета целиком. Точно так же
обстоит дело с любым описанием Основы, изначального состояния, которое
остается истинным неотъемлемым состоянием человека, изначально чистым,
даже если оно и погрязло в двойственности и опутано страстями.
Теперь, рассмотрев смысл слова Основа, как он понимается в учении
Дзогчен, мы можем приступить к выяснению того, как эта Основа
проявляется с одной стороны как человек, а с другой ? как вселенная,
которую он воспринимает. На всех уровнях человек рассматривается как
совокупность тела, речи и ума. Совершенное состояние каждой их этих
составляющих символизируют тибетские слоги ОМ, А и ХУМ. Тело включает
в себя все материальное измерение человека, в то время как речь ? это
жизненная энергия тела, на санскрите называемая прана, а по-тибетски
лунг, циркуляция которой связана с дыханием. Под умом имеется в виду и
рассудочное мышление, и Природа мысли, которая находится за пределами
интеллекта. Тело, речь и ум обычного человека настолько обусловлены,
что он целиком находится в плену двойственности. Такое двойственное
восприятие реальности называется нечистым, или кармическим видением,
так как оно обусловлено кармическими причинами, постоянно проявляющимися
как следствие прошлых деяний. В результате человек живет, запертый
в мире своих ограничений, словно птица в клетке. О реализовавшем же
существе, которое находится за пределами двойственности и проявило
скрытое состояние Основы, говорят, что у него чистое видение.
Обладая совершенной ясностью чистого видения изначального состояния,
реализовавшие существа совмещают прямую передачу своего состояния, в
котором они пребывают, с устными объяснениями Основы. В этих объяснениях
они показывают, как основополагающий принцип бытия, переживаемый
личностью, действует в аспекте так называемых Трех Мудростей: Сущности,
Природы и Энергии, ? а для иллюстрации этого приводятся примеры
зеркала, кристалла и хрустального шара.
Тот аспект Основы, который называют Сущностью, ? это его пустотность.
Говоря конкретно, это означает, что если, например, заглянуть в свой
собственный ум, то можно постичь пустотность любой возникающей мысли
в трех временах: прошлом, настоящем