и будущем. Другими словами, если
искать место, из которого пришла мысль, то мы ничего не найдем; если
искать место, где мысль пребывает, то ничего не найдем; и если искать
место, куда мысль уходит, то ничего не найдем, ? это и есть пустотность.
Не следует думать, будто имеется некая пустота, которую можно было
бы представить саму по себе как некую вещь или место. Здесь имеется
в виду что все феномены, будь то психические явления или кажущиеся
внешними реальные объекты, какими бы плотными они ни казались, в
сущности, пусты, невечны и существуют лишь временно; все вещи, как
можно убедиться, состоят из других вещей, которые, свою очередь,
состоят из других вещей и т. д. Все ? от самых огромных объектов
до бесконечно малых, все, что между ними, все, что мы видим, считая
существующим, ? можно рассматривать как пустоту. Используя сравнение,
говорят, что эта пустота подобна чистоте и ясности зеркала. Учитель
может показать ученику зеркало и объяснить, что само зеркало не
оценивает возникающие в нем отражения: прекрасны они или безобразны.
Зеркало не изменяется, какие бы отражения в нем ни появлялись, а его
способность отражать не ослабевает. Так объясняется, что пустотная
Природа ума подобна природе зеркала, ? ей свойственны чистота, ясность
и прозрачность, ? и, независимо от возникающего отражения, пустотная
сущность ума никогда не может быть утрачена, нарушена или запятнана.
И все же, несмотря на то, что пустота есть сущностное, коренное
состояние всех феноменов, тем не менее, сами феномены ? как
психические, так и реально воспринимаемые объекты ? продолжают
проявляться. Вещи продолжают существовать, мысли продолжают возникать,
точно так же, как отражения продолжают возникать в зеркале, хотя они и
пустотны. Такая способность к непрерывному возникновению является тем
аспектом Основы, который называется Природа. Природа состоит в том,
чтобы проявляться. Если использовать пример, Природа сравнивается с
неотъемлемым свойством зеркала отражать все, что перед ним помещают.
Учитель опять-таки может воспользоваться реальным зеркалом, чтобы
показать: независимо от того, плохим или хорошим, прекрасным или
безобразным будет то, что отразится в зеркале, присущая зеркалу
способность отражать действует одинаково, как только перед ним
появляется какой-то предмет. То же самое верно и для так называемой
природы ума, переживание которой приобретается в созерцании. Могут
возникать любые мысли или события, но природа ума не будет ими
обусловлена. Природа ума не занимается оценками, она просто отражает,
точно так же, как отражает зеркало.
Итак, Жи, Основа, коренное состояние человека и бытия, в Сущности
пустотна, однако, ее Природа, тем не менее, проявляется. Способ
проявления Основы и есть Энергия, и, если использовать пример, Энергия
сравнивается с отражениями, которые появляются в зеркале. Учитель
может еще раз показать ученику зеркало и объяснить, что возникающие
в зеркале отражения есть зримо проявляющаяся энергия его собственной
неотъемлемой природы. Но пример с зеркалом показывает, что Сущность,
Природа и Энергия взаимосвязаны и отделить их друг от друга можно
разве что в целях объяснения. Ведь чистота и ясность зеркала, его
способность отражать и сами возникающие в нем отражения ? все это
неотъемлемые условия существования зеркала. Если не будет ясности,
зеркало не будет отражать, если не будет способности отражать, то как
же появятся отражения? А если не могут проявляться отражения, какое
же это зеркало? Точно так же взаимосвязаны и три аспекта Основы:
Сущность, Природа и Энергия.
Как проявляется Энергия: цел, ролпа, данг
Энергия, о которой шла речь, имеет три характерных способа проявления,
которые называются данг, ролпа и цел. Эти термины непереводимы, и
потому мы вынуждены использовать тибетские слова. Для их объяснения
приводят три примера.
Цел
Цел ? это тот аспект энергии, в котором энергия самого человека
проявляется в виде кажущегося внешним мира. Человек, впавший в
двойственность, ощущает себя живущим в замкнутом собственном я,
обособленным от окружающего мира, который переживается как нечто
отличное от него самого, и принимает проекции собственных чувств
за объекты, существующие отдельно от его я, за которое он крепко
держится. В примере, используемом для обнаружения иллюзорности такой
обособленности, проводится параллель между способом проявления энергии
человека и тем, что происходит, если поместить хрусталь на солнце. Как
хрусталь отражает