вроде
слов стоит того ? а дальше опять бессмыслица. Я спросил дядю, что
он понял, но тот уловил те же самые два обрывка, и никто из наших
спутников больше ничего не разобрал.
Дядя пролез внутрь через самое большое отверстие в каменной стене,
возможно, намереваясь попросить благословения, чтобы выяснить, как
йогин на это будет реагировать. Хижина была крошечная, а дядя ?
человек крупный, поэтому он очутился лицом к лицу с вперившим в него
свой взгляд странным йогином. У дяди были с собой конфеты, и он подал
две из них йогину, который взял только одну. Под боком у него стоял
какой-то глиняный горшок. Одну конфету он кинул в горшок, а другую
вернул дяде, но тот все еще чего-то ждал. Тогда йогин вытащил из
складок своей рваной одежды старую шерстяную тряпку, которая явно
служила ему носовым платком, и подал дяде. Дядя почтительно принял дар
и продолжал ждать, пока Учитель не бросил на него свирепый взгляд,
после чего дядя счел за лучшее удалиться.
Затем настал мой черед. Мне было очень страшно, но я вошел с пачкой
печенья, которую дядя дал мне для подношения. Я протянул пачку, но
йогин ее не взял. Мне подумалось: Может быть, надо сначала открыть
пачку? Я открыл ее и протянул ему несколько штук. Он взял одно
печенье и бросил в свой горшок. Мне удалось туда заглянуть ? в нем
была вода и еще много всякой всячины: табак, перец, и дядина конфета
вместе с моим печеньем. Не знаю, ел он из этого горшка или только
бросал туда все подряд, только в этой лачуге ничто не напоминало об
обычных хозяйственных делах вроде приготовления пищи, даже если у ее
обитателя таковая имелась. Я еще постоял, размышляя об этом, пока
хозяин со свирепым видом не вручил мне что-то вроде полуразбитого
глиняного чайника, который он использовал как ночной горшок. Тогда,
взяв с собой этот дар, я вышел и присоединился к дяде и остальным,
которые дожидались снаружи.
Мы пробыли там всего минут двадцать, а потом стали ждать снаружи.
Тогда он вновь начал говорить что-то непонятное и указывать куда-то.
Мы сообразили, что он пытается сказать, чтобы мы шли в том направлении.
Мы еще подождали, и тогда он вдруг сказал, довольно сердито и совершенно
отчетливо: Лучше бы шли! Дядя обратился ко мне и всем остальным
членам нашей маленькой группы и предложил: Наверное, стоит сделать,
как он говорит! И все мы пошли в ту сторону, куда показывал это
странный йогин. Мы шли совсем в другую сторону, чем та, откуда пришли,
не имея ни малейшего представления, куда идем и зачем. Но дядя сказал,
что за словами этого Учителя что-то кроется. Спуск был очень трудным,
и мы несколько часов добирались до места, где гора поднималась к
соседней вершине. В том месте, которое можно назвать седловиной,
разделявшей две вершины, рос густой лес, и мы только собирались
спуститься туда, как услышали, будто кто-то стонет и кричит. Мы
поспешили вперед и нашли охотника, который упал со скалы и сломал
ногу. Идти он не мог, и несколько человек из нашей группы понесли его
туда, где жила его семья, что было довольно далеко. Дядя предложил
остальным вернуться к странному йогину: Может быть, теперь он даст
нам наставление, ? сказал он. Но, когда мы приблизились к его хижине,
он отнюдь не похвалил нас, а велел убираться.
Но если такой Учитель не дает наставлений людям, то это не значит, что
он вообще никого не учит. Вполне возможно, что, ведя такую странную с
человеческой точки зрения жизнь, он учил каких-то существ в другом
измерении, отличном от мира людей. Может быть, он давал наставления
несметному числу существ, большему, чем население огромного города, ?
просто мы не могли увидеть эту его деятельность. К примеру, Гараб
Дордже, прежде чем учить людей, передал учение Дзогчен множеству
дакини. В бардо ? промежуточном состоянии после смерти физического
тела и перед следующим перерождением сознания покойного ? существа
пребывают в психическом теле, не имея никакой физической опоры или
двойника.
Возможно, этот Учитель, который казался нам таким странным, учил таких
существ. Постигнув недвойственную природу реальности, когда Основа
предстает как Сущность, Природа и Энергия, и зная, каким образом
Энергия человека проявляется в аспектах дана, ролпа и цел, мы сумеем
понять невозможные для обычного существа действия, которые способен
совершать тот, кто обрел целостность своей Энергии. И тогда действия
такого Учителя больше не будут казаться непостижимыми.
Глава 7
ПУТЬ
Некоторые люди всю жизнь