Шейн Джон

Кристалл и путь света

же самое, что наставление по практике.

В качестве ключа здесь приводится таблица трех систем Дзогчена.

Обычно практики имеют дело с телом, речью и умом. Следует работать

с каждым из этих аспектов, потому в наставлениях по каждой практике

обычно указываются следующие три момента: правильное положение тела,

способ дыхания и способ сосредоточения: на что должен быть направлен

взгляд, какая нужна фиксация или визуализация. Некоторые практики

специально нацелены на работу с одним из аспектов состояния человека.

Например, чтобы сосредоточить ум, используют управление телом и речью.

Другие практики могут быть направлены просто на расслабление тела, а

третьи, как, например, Песня Ваджры, используют речь и звук. Есть

также практики, использующие каждый из элементов: Землю, Воздух,

Огонь, Воду и Пространство.

Главные практики трех разделов учения Дзогчен

Сэмдэ

раздел Природы Ума

Четыре налчжор, или йоги (для вхождения в созерцание):

1. Шинэ ? состояние покоя: благодаря сосредоточению на объекте или без

него достигается состояние покоя; оно становится естественным, а затем

устойчивым.

2. Лхагтонг ? запредельное видение, или интуиция: состояние покоя

здесь растворяется или пробуждается. Практикующий может использовать

движение мысли без усилия, направленного на поддержание внутреннего

наблюдателя. Состояние покоя уже не является чем-то искусственным.

3. Нимэд ? недвойственность: шинэ и лхагтонг возникают вместе,

практикующий выходит за пределы двойственности.

4. Лхундруб ? самосовершенство. Недвойственное созерцание может быть

привнесено в каждое действие. Практикующий полностью объединяется со

своим естественным состоянием и переживает все возникающее как

самосовершенную игру своей собственной энергии. Это практика Дзогчена,

Великого Совершенства.

Лонгдэ

раздел Пространства

Четыре да, или символа (для вхождения в созерцание):

1. Сэлва ? ясность. Глаза открыты, все видение объединено.

Это не равнозначно интеллектуальной ясности.

2. Митогпа ? пустота. Открытые глаза, не мигая, сосредоточены на

пустом пространстве. Какая бы мысль ни возникала, она не отвлекает.

3. Дэва ? ощущение блаженства. Пока не достигнут более высокий

уровень владения этой практикой, тело находится в контролируемой позе,

однако ощущение почти такое, будто тела нет совсем, хотя практикующий

находится в полном присутствии. Легкое сжатие мышц нижних врат

усиливает естественное приятное ощущение полного расслабления.

4. Йермэд ? нераздельность. Объединение всех трех предшествующих да

вводит практикующего в созерцание и в практику Дзогчена. Язык держат

во рту свободно, не касаясь неба, что является символом этого единства.

Все четыре да практикуют вместе.

Мэннгагдэ

Сущностный Раздел

Четыре чогжаг (чогжаг означает как оно есть) ? для длительного

пребывания в созерцании. В Мэннгагдэ также есть практики, подводящие

к созерцанию, например, внутренний и внешний рушен и двадцать один

сэмдзин.

1. Риво чогжаг ? чогжаг горы, относится к телу. Тело оставляют как

оно есть. Любая поза есть поза практики.

2. Гяцо чогжаг ? чогжаг океана ? относится к глазам. Особого взгляда

не требуется: любое положение глаз ? это положение для практики.

3. Ригпа чогжаг ? чогжаг состояния как оно есть, без исправления.

Этот чогжаг соответствует лхундруб в Сэмдэ и йермэд в Лонгдэ.

4. Нангва чогжаг ? чогжаг видимого. Все, что видит практикующий,

считается подобным украшению. Практикующий воспринимает все свое

кармическое видение как собственную энергию ? данг, ролпа или цел.

Все четыре чогжаг практикуют вместе, мгновенно ? это Дзогчен.

Достигаемое состояние созерцания одинаково для всех трех разделов.

Альтернативные термины для трех аспектов практики Сэмдэ

Мы употребили здесь термины: шинэ, лхагтонг и нимэд, свойственные,

скорее, уровням Сутры и Тантры, так как они более широко известны

и распространены. В текстах Дзогчена для тех же стадий практики

используются следующие термины: 1. нэпа (состояние покоя), 2. мийова

(не-движение ? с точки зрения чистого присутствия, движение мысли

становится не-движением), 3. нямнид (равностность ? состояние,

где все имеет один вкус, 4. лхундруб (самосовершенство) ? этот термин

одинаков в обоих случаях.

Далее, термин нэлчжор ? йога, или единство, может пониматься как

обозначение соединения двух вещей, а поскольку Дзогчен свободен от

идеи существования двойственности и потому в нем нет нужды