же самое, что наставление по практике.
В качестве ключа здесь приводится таблица трех систем Дзогчена.
Обычно практики имеют дело с телом, речью и умом. Следует работать
с каждым из этих аспектов, потому в наставлениях по каждой практике
обычно указываются следующие три момента: правильное положение тела,
способ дыхания и способ сосредоточения: на что должен быть направлен
взгляд, какая нужна фиксация или визуализация. Некоторые практики
специально нацелены на работу с одним из аспектов состояния человека.
Например, чтобы сосредоточить ум, используют управление телом и речью.
Другие практики могут быть направлены просто на расслабление тела, а
третьи, как, например, Песня Ваджры, используют речь и звук. Есть
также практики, использующие каждый из элементов: Землю, Воздух,
Огонь, Воду и Пространство.
Главные практики трех разделов учения Дзогчен
Сэмдэ
раздел Природы Ума
Четыре налчжор, или йоги (для вхождения в созерцание):
1. Шинэ ? состояние покоя: благодаря сосредоточению на объекте или без
него достигается состояние покоя; оно становится естественным, а затем
устойчивым.
2. Лхагтонг ? запредельное видение, или интуиция: состояние покоя
здесь растворяется или пробуждается. Практикующий может использовать
движение мысли без усилия, направленного на поддержание внутреннего
наблюдателя. Состояние покоя уже не является чем-то искусственным.
3. Нимэд ? недвойственность: шинэ и лхагтонг возникают вместе,
практикующий выходит за пределы двойственности.
4. Лхундруб ? самосовершенство. Недвойственное созерцание может быть
привнесено в каждое действие. Практикующий полностью объединяется со
своим естественным состоянием и переживает все возникающее как
самосовершенную игру своей собственной энергии. Это практика Дзогчена,
Великого Совершенства.
Лонгдэ
раздел Пространства
Четыре да, или символа (для вхождения в созерцание):
1. Сэлва ? ясность. Глаза открыты, все видение объединено.
Это не равнозначно интеллектуальной ясности.
2. Митогпа ? пустота. Открытые глаза, не мигая, сосредоточены на
пустом пространстве. Какая бы мысль ни возникала, она не отвлекает.
3. Дэва ? ощущение блаженства. Пока не достигнут более высокий
уровень владения этой практикой, тело находится в контролируемой позе,
однако ощущение почти такое, будто тела нет совсем, хотя практикующий
находится в полном присутствии. Легкое сжатие мышц нижних врат
усиливает естественное приятное ощущение полного расслабления.
4. Йермэд ? нераздельность. Объединение всех трех предшествующих да
вводит практикующего в созерцание и в практику Дзогчена. Язык держат
во рту свободно, не касаясь неба, что является символом этого единства.
Все четыре да практикуют вместе.
Мэннгагдэ
Сущностный Раздел
Четыре чогжаг (чогжаг означает как оно есть) ? для длительного
пребывания в созерцании. В Мэннгагдэ также есть практики, подводящие
к созерцанию, например, внутренний и внешний рушен и двадцать один
сэмдзин.
1. Риво чогжаг ? чогжаг горы, относится к телу. Тело оставляют как
оно есть. Любая поза есть поза практики.
2. Гяцо чогжаг ? чогжаг океана ? относится к глазам. Особого взгляда
не требуется: любое положение глаз ? это положение для практики.
3. Ригпа чогжаг ? чогжаг состояния как оно есть, без исправления.
Этот чогжаг соответствует лхундруб в Сэмдэ и йермэд в Лонгдэ.
4. Нангва чогжаг ? чогжаг видимого. Все, что видит практикующий,
считается подобным украшению. Практикующий воспринимает все свое
кармическое видение как собственную энергию ? данг, ролпа или цел.
Все четыре чогжаг практикуют вместе, мгновенно ? это Дзогчен.
Достигаемое состояние созерцания одинаково для всех трех разделов.
Альтернативные термины для трех аспектов практики Сэмдэ
Мы употребили здесь термины: шинэ, лхагтонг и нимэд, свойственные,
скорее, уровням Сутры и Тантры, так как они более широко известны
и распространены. В текстах Дзогчена для тех же стадий практики
используются следующие термины: 1. нэпа (состояние покоя), 2. мийова
(не-движение ? с точки зрения чистого присутствия, движение мысли
становится не-движением), 3. нямнид (равностность ? состояние,
где все имеет один вкус, 4. лхундруб (самосовершенство) ? этот термин
одинаков в обоих случаях.
Далее, термин нэлчжор ? йога, или единство, может пониматься как
обозначение соединения двух вещей, а поскольку Дзогчен свободен от
идеи существования двойственности и потому в нем нет нужды