что-то
объединять, то в Сэмдэ четыре фазы практики называются просто четыре
тиннгэдзин, или четыре созерцания [самадхи].
В каждом из трех разделов: Сэмдэ, Лонгдэ и Мэннгагдэ ? свой особый
подход, но цель одна и та же ? созерцание. Ни один из них не
принадлежит к постепенному пути, потому что в каждом случае Учитель
дает прямую передачу. Однако Мэннгагдэ ? что буквально означает
сообщаемое тайно и имеет также другое название: Нингтиг, то есть,
сердечная сущность, или сущность сущности, ? несомненно, более
прямая система, чем Сэмдэ, где используются преимущественно устные
объяснения и подробный анализ. Введение в Мэннгагдэ может показаться
крайне парадоксальным, потому что природа реальности не укладывается в
рамки логики, а потому ее никак нельзя объяснить иначе, чем с помощью
парадоксов, В Лонгдэ же рассудочные объяснения не нужны, потому что
определенные позы и наставления по дыханию непосредственно приводят
практикующего к созерцанию. (См. Приложение 2 ? Раздел Лонгдэ).
Хотя методы трех разделов могут быть разными, они всегда прямо вводят
в Дзогчен. Но это не означает, что в них отсутствует подготовка.
Подготовительная стадия есть, но она осуществляется в соответствии с
потребностями конкретного человека. Это отличает Дзогчен от других
уровней пути, где существуют суровые и жесткие правила, одинаковые для
всех. В Дзогчене для перехода на более высокий уровень нет нужды в
формальном подтверждении завершения того или иного уровня или в
посвящении, что принято в постепенных путях. В Дзогчене этого нет.
Ученик сразу получает возможность вступить на высший уровень,
и, только если у него недостает способностей для такого уровня,
необходимо спуститься вниз, чтобы подобрать уровень практики,
позволяющий преодолеть любые затруднения и приступить к собственно
созерцанию.
Нгондро ? предварительная практика
Во всех школах тибетского буддизма обязательно не только постепенно
пройти уровни Сутры и Тантры: прежде чем человеку будет позволено
заниматься тантрийским практиками, он к тому же обязан завершить ряд
предварительных практик, или нгондро, которые в наше время иногда
называют четыре базисные практики. Их цель ? развить недостающие
способности. Не вызывает никаких сомнений, что они должны быть
необходимым предварительным условием для определенных уровней
тантрийской практики. Сам я за время обучения сделал нгондро дважды.
Во все четырех школах тибетского буддизма нгондро считается
обязательным для всех, кто желает приступить к высшим практикам.
В Дзогчене же подход совсем иной ? его принцип отличается от принципа
Тантры. Гараб Дордже не говорил: Сначала выполни нгондро. Он говорил,
что прежде всего Учитель должен дать Прямое Введение, а ученик ?
постараться войти в изначальное состояние, обнаружив его в самом себе,
чтобы относительно этого состояния не осталось никаких сомнений; затем
ученик должен стараться продолжать пребывать в этом состоянии. Если
возникают препятствия, ученик применяет соответствующую практику,
чтобы их устранить. Если он считает, что не обладает необходимыми
способностями, то прибегает к такой практике, которая помогает их
развить. Таким образом, можно понять, что принцип Дзогчена опирается
на осознанное решение проблем самим практикующим,*18 а не на обязательные
правила, применяемые ко всем без исключения. Таков подход Дзогчена.
В нгондро входят практики Прибежища и зарождения Бодхичитты, подношение
мандалы, чтение мантры Ваджрасаттвы и гуру-йога, причем как необходимое
условие дяя получения более высоких Учений требуется выполнить каждую
из них сто тысяч раз. Каждый уровень Учения имеет свое значение и свой
принцип: исполнение этих практик в качестве предварительного условия
действительно имеет смысл, если речь идет о развитии способности
человека заниматься учениями Тантры. В Дзогчене выполняются те
же самые практики, но они не предваряют Прямое Введение. Все они
осуществляются в ходе обычной ежедневной практики, и здесь не
предъявляется требование повторить их определенное число раз. Даже
если нгондро служит подготовкой к тантрийской практике, чтобы оно
выполняло свое назначение, практикующий никогда не должен просто
стремиться приобрести допуск к более высоким Учениям. Такое
отношение, вместо углубления ответственности, скромности, очищения,
веры в своего коренного учителя и объединения своего ума с его умом,
несомненно, приводит лишь к гордости и ложному чувству превосходства.
Нгондро позволяет накопить заслуги, чтобы обрести возможность