вступить
на путь мудрости. Если намерение небезупречно, то выполнение нгондро
не принесет успеха.
Практикующие Дзогчен могут наряду с главной практикой созерцания
использовать в качестве вспомогательных тантрийские практики. Все
тантрийские практики применяют визуализацию, но в высшей Тантре,
Ануттара-тантре, практикующий осуществляет воссоединение своего
двойственного бытия и возврат к его изначальному единству; используя
как визуализацию, так и практики внутренней йоги. Процесс развития
визуализации называется кедрим, что означает стадия зарождения, а
работа с внутренней йогой называется дзогрим, или стадия завершения.
Благодаря этим двум стадиям нечистое кармическое видение человека
преображается в чистое измерение, или мандалу того божества,
посвящение которого ученик получил от Учителя. Мантра ? это
естественные звуки измерения божества. Ее произносят, чтобы получить
соответствующие вибрации ? ключ к данному измерению.
Янтра-йога
Большинству людей уже знакомо слово йога, но в связи с ним на ум чаще
всего приходит индийская система духовной практики, которая называется
хатха-йога и в наше время зачастую используется просто как разновидность
физических упражнений. Хотя хатха-йога в даже в этом случае может
принести реальную пользу все же главным ее назначением является
духовная практика. Поэтому, разумеется, важно хотя бы отчасти знать,
каковы цели этой йоги на духовном уровне и какова ее философская
основа. Если хатха-йога довольно известна, то далеко не многие знают
о существовании особой тибетской разновидности йоги, опирающейся на
Ануттара-тантры. Правда, знаменитый западный ученый, первооткрыватель
тибетских духовный традиций Эванс-Венц опубликовал в 1958 году книгу
под названием Тибетская йога и тайные учения (Tibetan Yoga and
Secret Doctrines, Oxford University Press, London, 1958 / Киев, 1993),
но, поскольку он использовал только одно значение тибетского слова
трулкор (на санскрите янтра), переведя его как геометрическая
диаграмма, имеющая мистический смысл, создаваемая, чтобы дать
практикующему возможность установить наиболее тесный телепатический
контакт с божеством, которое он призывает, ? то он не понял, что
изданный им текст на самом деле содержит наставления по йоге.
Как тибетское слово трулкор, так и санскритское янтра, означает
волшебное колесо, или, в более современном смысле, механизм,
машина. Санскритское слово йога тибетцы перевели как нэлчжор. Это
слово состоит из существительного нэлма и глагола чжорва. Нэлма значит
естественное, неизменное состояние, а чжорва ? обладать. Таким
образом, если мы соединим вместе слова трулкор и нэлчжор, то получается,
что янтра-йога ? это метод, благодаря которому человек обретает свое
естественное состояние, используя тело как машину: если заставить его
двигаться, можно получить конкретный результат.
Хотя ни в Хинаяне, ни в Махаяне физическая йога не играет важной роли,
в тантрийском буддизме, который иначе называют Ваджраяна (Несокрушимая
колесница) или Мантраяна (Колесница мантр), она является важным
средством достижения реализации. Однако философская основа, методы
и цели йоги Ваджраяны в корне иные, нежели хатха-йоги. Конечная цель
хатха-йоги, как она излагается в Йога-сутрах Патанджали, ? это
растворение жизненной энергии и полное прекращение любой психической
деятельности в состоянии единства с Абсолютом, достигаемое методом,
благодаря которому осуществляется постепенная нейтрализация тела,
дыхания, чувств и мыслей, а также их функций. Таким образом,
относительное считается нечистым и должно быть отвергнуто. Хотя эти
взгляды могут показаться похожими на взгляды буддизма Хинаяны ? если
ограничиться рассмотрением понятия самадхи как прекращения (ниродха),
? они очень далеки от цели тантрийского буддизма Ваджраяны. Главный
принцип, лежащий в основе йоги Ануттаратантры ? это познание коренного
единства относительного и абсолютного, которому уже в Махаяне отводится
важное место. Но и Хинаяна, и Махаяна уровня Сутры рассматривают Абсолют
(пустоту) как цель реализации, которую можно достичь, освободив себя
от уз (нечистого) относительного измерения, ? Тантра же опирается на
осознание пустоты всех явлений и нацелена на воссоединение его с
относительным, используя для этого метод преображения. И потому
относительное не отрицается и не отвергается как нечистое, но
используется как средство самого преображения, пока не будет
преодолена двойственность, и тогда обо всех феноменах, как
относительных, так