Шейн Джон

Кристалл и путь света

вступить

на путь мудрости. Если намерение небезупречно, то выполнение нгондро

не принесет успеха.

Практикующие Дзогчен могут наряду с главной практикой созерцания

использовать в качестве вспомогательных тантрийские практики. Все

тантрийские практики применяют визуализацию, но в высшей Тантре,

Ануттара-тантре, практикующий осуществляет воссоединение своего

двойственного бытия и возврат к его изначальному единству; используя

как визуализацию, так и практики внутренней йоги. Процесс развития

визуализации называется кедрим, что означает стадия зарождения, а

работа с внутренней йогой называется дзогрим, или стадия завершения.

Благодаря этим двум стадиям нечистое кармическое видение человека

преображается в чистое измерение, или мандалу того божества,

посвящение которого ученик получил от Учителя. Мантра ? это

естественные звуки измерения божества. Ее произносят, чтобы получить

соответствующие вибрации ? ключ к данному измерению.

Янтра-йога

Большинству людей уже знакомо слово йога, но в связи с ним на ум чаще

всего приходит индийская система духовной практики, которая называется

хатха-йога и в наше время зачастую используется просто как разновидность

физических упражнений. Хотя хатха-йога в даже в этом случае может

принести реальную пользу все же главным ее назначением является

духовная практика. Поэтому, разумеется, важно хотя бы отчасти знать,

каковы цели этой йоги на духовном уровне и какова ее философская

основа. Если хатха-йога довольно известна, то далеко не многие знают

о существовании особой тибетской разновидности йоги, опирающейся на

Ануттара-тантры. Правда, знаменитый западный ученый, первооткрыватель

тибетских духовный традиций Эванс-Венц опубликовал в 1958 году книгу

под названием Тибетская йога и тайные учения (Tibetan Yoga and

Secret Doctrines, Oxford University Press, London, 1958 / Киев, 1993),

но, поскольку он использовал только одно значение тибетского слова

трулкор (на санскрите янтра), переведя его как геометрическая

диаграмма, имеющая мистический смысл, создаваемая, чтобы дать

практикующему возможность установить наиболее тесный телепатический

контакт с божеством, которое он призывает, ? то он не понял, что

изданный им текст на самом деле содержит наставления по йоге.

Как тибетское слово трулкор, так и санскритское янтра, означает

волшебное колесо, или, в более современном смысле, механизм,

машина. Санскритское слово йога тибетцы перевели как нэлчжор. Это

слово состоит из существительного нэлма и глагола чжорва. Нэлма значит

естественное, неизменное состояние, а чжорва ? обладать. Таким

образом, если мы соединим вместе слова трулкор и нэлчжор, то получается,

что янтра-йога ? это метод, благодаря которому человек обретает свое

естественное состояние, используя тело как машину: если заставить его

двигаться, можно получить конкретный результат.

Хотя ни в Хинаяне, ни в Махаяне физическая йога не играет важной роли,

в тантрийском буддизме, который иначе называют Ваджраяна (Несокрушимая

колесница) или Мантраяна (Колесница мантр), она является важным

средством достижения реализации. Однако философская основа, методы

и цели йоги Ваджраяны в корне иные, нежели хатха-йоги. Конечная цель

хатха-йоги, как она излагается в Йога-сутрах Патанджали, ? это

растворение жизненной энергии и полное прекращение любой психической

деятельности в состоянии единства с Абсолютом, достигаемое методом,

благодаря которому осуществляется постепенная нейтрализация тела,

дыхания, чувств и мыслей, а также их функций. Таким образом,

относительное считается нечистым и должно быть отвергнуто. Хотя эти

взгляды могут показаться похожими на взгляды буддизма Хинаяны ? если

ограничиться рассмотрением понятия самадхи как прекращения (ниродха),

? они очень далеки от цели тантрийского буддизма Ваджраяны. Главный

принцип, лежащий в основе йоги Ануттаратантры ? это познание коренного

единства относительного и абсолютного, которому уже в Махаяне отводится

важное место. Но и Хинаяна, и Махаяна уровня Сутры рассматривают Абсолют

(пустоту) как цель реализации, которую можно достичь, освободив себя

от уз (нечистого) относительного измерения, ? Тантра же опирается на

осознание пустоты всех явлений и нацелена на воссоединение его с

относительным, используя для этого метод преображения. И потому

относительное не отрицается и не отвергается как нечистое, но

используется как средство самого преображения, пока не будет

преодолена двойственность, и тогда обо всех феноменах, как

относительных, так