движений, можно сделать ум
уравновешенным и целостным. Существует много видов праны, которые
поддерживают различные виды двойственного мышления, и, пока прана
циркулирует по множеству второстепенных каналов, двойственное мышление
сохраняется. Когда же прана входит в центральный канал, ее сущность ?
тиглэ, или кундалини, ? активизируется и тоже входит в каналы. В этом
случае двойственное мышление преодолевается и достигается реализация.
Обычно жизненная энергия входит в центральный канал исключительно в
момент смерти или во время сна. В других случаях это возможно только
благодаря практике. Хотя в разных тантрах упоминаются разные чакры,
через которые прана должна входить в центральный канал, тем не менее,
все они указывают, что она должна туда войти.
Существует сто восемь практик янтры Соединение солнца и луны, в том
числе: пять расслабляющих упражнений для подготовки мышц и нервной
системы, пять практик для очищения и расслабления суставов, восемь
главных движений, пять главных групп из пяти поз, пятьдесят
разновидностей двадцати пяти поз, семь лотосов, семь завершающих
практик и волна ваджры, которая исправляет все ошибки практики.
Вспомогательные: практики
В эти сто восемь практик входят также девять очистительных дыханий,
которые всегда выполняются перед занятиями янтра-йогой для удаления
всего нечистого воздуха и вообще очень полезны перед любыми занятиями
медитацией, и ритмическое дыхание, способствующее успокоению,
углублению дыхания и развивающее способность к задержке дыхания,
которая используется в кхумбхаке ? особом виде закрытой задержки,
когда воздух слегка толкают вниз, в область живота, не выпячивая
его, и одновременно подтягивают воздух снизу вверх, чтобы собрать и
сконцентрировать прану перед тем, как заставить ее войти в центральный
канал.
Восемь главных движений, или янтр, ? это последовательный ряд
движений, каждое из которых обеспечивает особый вид дыхания. Благодаря
связи дыхания с движением соблюдается правильный ритм, а благодаря
тому или иному движению поддерживается именно тот тип дыхания, который
необходим. Восемь видов дыхания таковы: медленный вдох, открытая
задержка, жилва (толкание [воздуха] вниз), быстрый выдох, быстрый
вдох, закрытая задержка, дрэн (втягивание) и медленный выдох. В каждом
из восьми движений имеется семь фаз дыхания.
Каждая из пяти главных групп из пяти поз, или асан, служит для
развития и стабилизации особого аспекта дыхания, сочетая восемь видов
дыхания с пятью методами введения праны в центральный канал.
Необязательно осваивать все двадцать пять поз: достаточно одной из
каждой группы, в зависимости от способностей человека и состояния его
тела. В каждой из асан ? семь фаз дыхания.
Вторичные практики
Янтра-йога ? это вспомогательная практика. Иными словами, она
принадлежит к той группе практик, которые помогают человеку достичь
созерцания или с помощью созерцания достичь какой-то особой способности
или же какой-то конкретной цели, например, исцелить себя и других от
болезни. Чтение мантр, визуализация божеств, все практики очищения или
преображения ? все это могут использовать практикующие Дзогчен, но по
сравнению с практикой созерцания назначение этих практик второстепенно.
В практике Дзогчена человек не ограничен никакими рамками и может
извлекать пользу из любого источника, если это необходимо. Разумеется,
это не означает, что он стремится коллекционировать практики различных
путей, уровней и традиций. Все действия должны быть осознанными, а
осознанность всегда ясно различает, что полезно, а что уводит в сторону.
Часто люди говорят мне, что их интересуют не ритуалы, а только
медитация. Но хотя в Дзогчене ритуальные практики действительно
второстепенны по отношению к практике созерцания, тем не менее,
благодаря сосредоточению, мантрам и мудрам можно самым реальным и
конкретным образом установить связь с энергией. Могу пояснить, что
я здесь имею в виду, на примере истории, произошедшей во время моего
долгого путешествия в Индию, ? тогда мне пришлось покинуть Тибет, так
как политическая обстановка на моей родине неуклонно ухудшалась и мне
стало ясно, что вскоре произойдет роковой переворот.
Применение ритуала
Наша группа состояла из четырех семей, всего около тридцати человек;
мы ехали верхом, направляясь из Восточного Тибета в Центральный. Из-за
присутствия китайских войск мы не могли пользоваться обычными дорогами
и пробирались окольными путями. Там нас подстерегала другая угроза:
множество