Шейн Джон

Кристалл и путь света

движений, можно сделать ум

уравновешенным и целостным. Существует много видов праны, которые

поддерживают различные виды двойственного мышления, и, пока прана

циркулирует по множеству второстепенных каналов, двойственное мышление

сохраняется. Когда же прана входит в центральный канал, ее сущность ?

тиглэ, или кундалини, ? активизируется и тоже входит в каналы. В этом

случае двойственное мышление преодолевается и достигается реализация.

Обычно жизненная энергия входит в центральный канал исключительно в

момент смерти или во время сна. В других случаях это возможно только

благодаря практике. Хотя в разных тантрах упоминаются разные чакры,

через которые прана должна входить в центральный канал, тем не менее,

все они указывают, что она должна туда войти.

Существует сто восемь практик янтры Соединение солнца и луны, в том

числе: пять расслабляющих упражнений для подготовки мышц и нервной

системы, пять практик для очищения и расслабления суставов, восемь

главных движений, пять главных групп из пяти поз, пятьдесят

разновидностей двадцати пяти поз, семь лотосов, семь завершающих

практик и волна ваджры, которая исправляет все ошибки практики.

Вспомогательные: практики

В эти сто восемь практик входят также девять очистительных дыханий,

которые всегда выполняются перед занятиями янтра-йогой для удаления

всего нечистого воздуха и вообще очень полезны перед любыми занятиями

медитацией, и ритмическое дыхание, способствующее успокоению,

углублению дыхания и развивающее способность к задержке дыхания,

которая используется в кхумбхаке ? особом виде закрытой задержки,

когда воздух слегка толкают вниз, в область живота, не выпячивая

его, и одновременно подтягивают воздух снизу вверх, чтобы собрать и

сконцентрировать прану перед тем, как заставить ее войти в центральный

канал.

Восемь главных движений, или янтр, ? это последовательный ряд

движений, каждое из которых обеспечивает особый вид дыхания. Благодаря

связи дыхания с движением соблюдается правильный ритм, а благодаря

тому или иному движению поддерживается именно тот тип дыхания, который

необходим. Восемь видов дыхания таковы: медленный вдох, открытая

задержка, жилва (толкание [воздуха] вниз), быстрый выдох, быстрый

вдох, закрытая задержка, дрэн (втягивание) и медленный выдох. В каждом

из восьми движений имеется семь фаз дыхания.

Каждая из пяти главных групп из пяти поз, или асан, служит для

развития и стабилизации особого аспекта дыхания, сочетая восемь видов

дыхания с пятью методами введения праны в центральный канал.

Необязательно осваивать все двадцать пять поз: достаточно одной из

каждой группы, в зависимости от способностей человека и состояния его

тела. В каждой из асан ? семь фаз дыхания.

Вторичные практики

Янтра-йога ? это вспомогательная практика. Иными словами, она

принадлежит к той группе практик, которые помогают человеку достичь

созерцания или с помощью созерцания достичь какой-то особой способности

или же какой-то конкретной цели, например, исцелить себя и других от

болезни. Чтение мантр, визуализация божеств, все практики очищения или

преображения ? все это могут использовать практикующие Дзогчен, но по

сравнению с практикой созерцания назначение этих практик второстепенно.

В практике Дзогчена человек не ограничен никакими рамками и может

извлекать пользу из любого источника, если это необходимо. Разумеется,

это не означает, что он стремится коллекционировать практики различных

путей, уровней и традиций. Все действия должны быть осознанными, а

осознанность всегда ясно различает, что полезно, а что уводит в сторону.

Часто люди говорят мне, что их интересуют не ритуалы, а только

медитация. Но хотя в Дзогчене ритуальные практики действительно

второстепенны по отношению к практике созерцания, тем не менее,

благодаря сосредоточению, мантрам и мудрам можно самым реальным и

конкретным образом установить связь с энергией. Могу пояснить, что

я здесь имею в виду, на примере истории, произошедшей во время моего

долгого путешествия в Индию, ? тогда мне пришлось покинуть Тибет, так

как политическая обстановка на моей родине неуклонно ухудшалась и мне

стало ясно, что вскоре произойдет роковой переворот.

Применение ритуала

Наша группа состояла из четырех семей, всего около тридцати человек;

мы ехали верхом, направляясь из Восточного Тибета в Центральный. Из-за

присутствия китайских войск мы не могли пользоваться обычными дорогами

и пробирались окольными путями. Там нас подстерегала другая угроза:

множество