разбойников, которые пользовались смутным временем, чтобы
грабить путников. У нас было много дорогих лошадей, и наш путь весьма
затрудняла необходимость остерегаться сразу двух опасностей:
грабителей и китайских солдат. Как-то раз бандиты нас настигли, и
у нас было с ними две стычки. В первой им удалось похитить у нас
несколько лошадей, а во второй мы захватили двух грабителей. От них
мы узнали, что эта шайка замышляет напасть на нас в полном составе,
но неизвестно, когда именно, а посреди широкой равнины, которую мы
пересекали, укрыться было негде. Я понял, что единственный выход из
этой ситуации ? воззвать к защитникам Учения, и поэтому всякий раз,
когда мы останавливались на привал, чтобы поесть или отдохнуть, я
уединялся в маленькой палатке и часами практиковал обращенный к ним
ритуал.
С каждым днем опасность увеличивалась, и через несколько дней, когда
я глубоко погрузился в эту практику, стало происходить что-то странное.
Когда я ударял в большой ритуальный барабан, мне казалось, что из него
вылетают искры. Сначала я подумал, что у меня что-то с глазами и это
мне померещилось, или, может быть, искры вызваны случайным разрядом от
трения палки о барабан, но когда я позвал сестру, она тоже увидела в
воздухе вокруг барабана искры. Тогда я позвал брата, а потом родителей
и всех наших ? и все они увидели искры. Мы уверились, что это знак,
предвещающий нападение бандитов этой ночью, и поэтому привязали
лошадей подальше от лагеря. Всю ночь мы не спали, готовясь дать отпор.
Но грабители не напали, а когда на следующий день я стал практиковать,
искры были видны, как и прежде. Пока мы были в пути, они продолжали
появляться день за днем в течение недели, и вдруг однажды искр
не стало. На этот раз мы были совершенно уверены, что разбойники
приблизятся, и приняли все меры предосторожности. Действительно, на
нас напала вся шайка. Но они не застали нас врасплох, и мы смогли
их отогнать, не понеся никаких потерь. С тех пор они оставили нас в
покое, и мы в безопасности продолжили свой путь в Центральный Тибет.
Так что вы видите: даже второстепенные практики могут принести весьма
ощутимую пользу!
Охранители учения
Существует восемь главных классов охранителей, и в каждом из них есть
много разновидностей. Некоторые из них достигли высоких степеней
реализации, другие же ? вовсе не реализовавшие существа. У каждой
местности, каждой страны, города, горы, реки, озера или леса есть своя
господствующая энергия, или охранитель; такого же хозяина имеют каждый
год, час и даже минута ? все это энергии не очень высокого уровня.
Все Учения имеют особую связь с той или иной энергией ? это более
просветленные Защитники. Иконографически эти энергии изображают
персонифицированно ? так, как их видели Учителя, имевшие с ними
контакт, а их силу, внушающую благоговейный ужас, символизирует
устрашающий облик, множество рук и голов, украшения из черепов, трупов
и т. д. Неверно было бы считать образы охранителей, равно как и все
изображения тантрийской иконографии, просто символами, что пытаются
сделать некоторые западные авторы. Хотя иконографически образы
сформированы восприятием и культурой тех людей, которые видели их
первоначальное проявление, а также развитием традиций, в них
запечатлены реальные существа.
Главные практики
В разделе Сэмдэ практика шинэ, которая использует фиксацию, приводящую
в состояние покоя, и практика лхагтонг, которая позволяет устранить
деятельность ума, направленную на поддержание этого состояния покоя,
чтобы наблюдать возникновение мысли, ? это, скорее, практики медитации,
чем созерцания. Тем не менее, они считаются главными практиками,
поскольку служат для введения практикующего в созерцание. Но сами
они не являются собственно практикой Дзогчена, потому что практика
Дзогчена начинается после того, как достигнут уровень недвойственного
созерцания. Вообще говоря, практики шинэ и лхагтонг, хотя и в несколько
ином виде, чем в Сэмдэ, можно найти в любой буддийской школе.
Когда же состояние недвойственного созерцания будет достигнуто ?
неважно, каким способом и в каком из трех разделов, ? вы сами
испробуете его вкус, и у вас больше не останется никаких сомнений
в том, что это такое. Затем следует продолжать пребывать в нем. Это
пребывание в созерцании включает в себя два уровня практики, и они
оба относятся к главным практикам, которые даются в Мэннгагдэ. Тем не
менее, Мэннгагдэ ? полное Учение и имеет собственные вспомогательные
практики очищения и подготовки: