Шейн Джон

Кристалл и путь света

разбойников, которые пользовались смутным временем, чтобы

грабить путников. У нас было много дорогих лошадей, и наш путь весьма

затрудняла необходимость остерегаться сразу двух опасностей:

грабителей и китайских солдат. Как-то раз бандиты нас настигли, и

у нас было с ними две стычки. В первой им удалось похитить у нас

несколько лошадей, а во второй мы захватили двух грабителей. От них

мы узнали, что эта шайка замышляет напасть на нас в полном составе,

но неизвестно, когда именно, а посреди широкой равнины, которую мы

пересекали, укрыться было негде. Я понял, что единственный выход из

этой ситуации ? воззвать к защитникам Учения, и поэтому всякий раз,

когда мы останавливались на привал, чтобы поесть или отдохнуть, я

уединялся в маленькой палатке и часами практиковал обращенный к ним

ритуал.

С каждым днем опасность увеличивалась, и через несколько дней, когда

я глубоко погрузился в эту практику, стало происходить что-то странное.

Когда я ударял в большой ритуальный барабан, мне казалось, что из него

вылетают искры. Сначала я подумал, что у меня что-то с глазами и это

мне померещилось, или, может быть, искры вызваны случайным разрядом от

трения палки о барабан, но когда я позвал сестру, она тоже увидела в

воздухе вокруг барабана искры. Тогда я позвал брата, а потом родителей

и всех наших ? и все они увидели искры. Мы уверились, что это знак,

предвещающий нападение бандитов этой ночью, и поэтому привязали

лошадей подальше от лагеря. Всю ночь мы не спали, готовясь дать отпор.

Но грабители не напали, а когда на следующий день я стал практиковать,

искры были видны, как и прежде. Пока мы были в пути, они продолжали

появляться день за днем в течение недели, и вдруг однажды искр

не стало. На этот раз мы были совершенно уверены, что разбойники

приблизятся, и приняли все меры предосторожности. Действительно, на

нас напала вся шайка. Но они не застали нас врасплох, и мы смогли

их отогнать, не понеся никаких потерь. С тех пор они оставили нас в

покое, и мы в безопасности продолжили свой путь в Центральный Тибет.

Так что вы видите: даже второстепенные практики могут принести весьма

ощутимую пользу!

Охранители учения

Существует восемь главных классов охранителей, и в каждом из них есть

много разновидностей. Некоторые из них достигли высоких степеней

реализации, другие же ? вовсе не реализовавшие существа. У каждой

местности, каждой страны, города, горы, реки, озера или леса есть своя

господствующая энергия, или охранитель; такого же хозяина имеют каждый

год, час и даже минута ? все это энергии не очень высокого уровня.

Все Учения имеют особую связь с той или иной энергией ? это более

просветленные Защитники. Иконографически эти энергии изображают

персонифицированно ? так, как их видели Учителя, имевшие с ними

контакт, а их силу, внушающую благоговейный ужас, символизирует

устрашающий облик, множество рук и голов, украшения из черепов, трупов

и т. д. Неверно было бы считать образы охранителей, равно как и все

изображения тантрийской иконографии, просто символами, что пытаются

сделать некоторые западные авторы. Хотя иконографически образы

сформированы восприятием и культурой тех людей, которые видели их

первоначальное проявление, а также развитием традиций, в них

запечатлены реальные существа.

Главные практики

В разделе Сэмдэ практика шинэ, которая использует фиксацию, приводящую

в состояние покоя, и практика лхагтонг, которая позволяет устранить

деятельность ума, направленную на поддержание этого состояния покоя,

чтобы наблюдать возникновение мысли, ? это, скорее, практики медитации,

чем созерцания. Тем не менее, они считаются главными практиками,

поскольку служат для введения практикующего в созерцание. Но сами

они не являются собственно практикой Дзогчена, потому что практика

Дзогчена начинается после того, как достигнут уровень недвойственного

созерцания. Вообще говоря, практики шинэ и лхагтонг, хотя и в несколько

ином виде, чем в Сэмдэ, можно найти в любой буддийской школе.

Когда же состояние недвойственного созерцания будет достигнуто ?

неважно, каким способом и в каком из трех разделов, ? вы сами

испробуете его вкус, и у вас больше не останется никаких сомнений

в том, что это такое. Затем следует продолжать пребывать в нем. Это

пребывание в созерцании включает в себя два уровня практики, и они

оба относятся к главным практикам, которые даются в Мэннгагдэ. Тем не

менее, Мэннгагдэ ? полное Учение и имеет собственные вспомогательные

практики очищения и подготовки: