Дзогчен, нужно только иметь пять способностей. И
если человек, разобравшись в себе, обнаружит эти пять способностей,
значит, у него есть все необходимое. Если же какой-то способности
недостает, можно постараться ее развить. Но, вероятнее всего, у
большинства людей эти способности уже присутствуют.
Пять способностей, необходимых для практики Дзогчена
Заинтересованное участие
Это значит, что должно быть желание слушать и понимать Учение. Но,
сверх того, здесь имеется в виду активное сотрудничество с Учителем.
Не следует понимать это так, что Учитель объясняет, а со стороны
ученика ничего не требуется.
Усердие
Это означает, что заинтересованность должна быть постоянной: не
следует проявлять нерешительность, каждый день меняя свои намерения,
без конца откладывая на потом.
Присутствие осознанности
Это означает, что нельзя отвлекаться. Нужно сохранять присутствие в
любой момент. Нет ничего хорошего в том, чтобы знать всю теорию Учения
и, тем не менее, по-прежнему жить, то и дело отвлекаясь.
Созерцание
Следует по-настоящему войти в созерцание. Недостаточно лишь знать,
как практиковать, ? нужно по-настоящему погрузиться в практику. Это
и значит вступить на путь мудрости.
Праджня
Санскритское слово праджня буквально означает сверхзнание. Отсюда
следует, что необходимо иметь достаточные умственные способности,
чтобы понять то, чему вас учат, и достаточную силу интуиции, чтобы
узреть то, на что вам указывают и что лежит за пределами слов Учения.
Это и есть проникновение в саму мудрость.
Разумеется, праджня не равнозначна интеллектуальному знанию. Как я уже
неоднократно упоминал, мой учитель Чангчуб Дордже никогда не получал
интеллектуального образования, однако его мудрость и те качества,
которые от нее проистекают, были совершенно поразительны. Бывало, он
каждый день сидел во внутреннем дворе у своего дома, принимая людей,
обращавшихся к нему за духовным советом или за лечением. Медицину он
тоже никогда специально не изучал, но знание науки исцеления проявилось
в нем само собой из великой ясности, обретенной с помощью состояния
созерцания, и его слава непревзойденного лекаря была настолько велика,
что лечиться к нему шли со всех сторон. В силе его ясности я имел
возможность убедиться собственными глазами, участвуя в другом деле,
которое было еще одним сверхъестественным проявлением этой ясности.
После того, как я прожил у Чангчуба Дордже всего несколько дней, он
попросил меня писать под его диктовку. Я знал, что он не умеет читать
и писать, а поскольку сам я писал вполне сносно, то, естественно, не
раздумывая, согласился послужить ему, чем мог. Я сидел в доме за столом
и через открытую створку четырехстворчатого окна из рога мог и видеть,
и слышать Учителя, находившегося во дворе, где он обычно принимал
пациентов и занимался с учениками. И вот, посреди царившей вокруг
сутолоки, он начинал мне диктовать, ни на миг не задумываясь над тем,
что собирается сказать. Затем он делал краткий перерыв, чтобы я мог
полностью записать то, что он сказал, а сам в это время продолжал
заниматься своими делами. Закончив писать, я кричал ему об этом. Он
прерывал беседу с очередным посетителем и без всякой паузы продолжал
диктовать дальше ? иногда прозой, а иногда стихами. И ни разу не было
случая, чтобы он спросил: Так на чем я остановился? ? или что-нибудь
в этом роде. Мне же, напротив, часто приходилось просить его повторить
слова, которые я забыл.
Первые несколько дней, записывая его слова, я был уверен, что из
продиктованного ни за что не сможет получиться мало-мальски связный
текст. Но каждый вечер, возвращаясь в свою комнату и перечитывая
записи, я обнаруживал, что передо мной безупречно последовательное
сочинение, которое можно было принять за тщательно продуманный и
записанный ученый труд. В действительности гонгтэр (тэрма ума) всегда
проявляется именно так. За несколько недель такой работы мы закончили
большой том, а позже я видел около двадцати других таких же томов,
которые Чангчуб Дордже точно так же продиктовал другим ученикам.
Все проявления, в сущности,
не более реальны, чем отражение ?
кристально чистое и ясное,
не поддающееся никаким определениям
и логическим объяснениям.
Тем не менее, семена прошлых деяний ?
карма ? продолжают вызывать
дальнейшее возникновение проявлений.
Несмотря на это, знай:
все, что существует,
полностью лишено собственной природы
и абсолютно недвойственно!
Эти