Шейн Джон

Кристалл и путь света

Дзогчен, нужно только иметь пять способностей. И

если человек, разобравшись в себе, обнаружит эти пять способностей,

значит, у него есть все необходимое. Если же какой-то способности

недостает, можно постараться ее развить. Но, вероятнее всего, у

большинства людей эти способности уже присутствуют.

Пять способностей, необходимых для практики Дзогчена

Заинтересованное участие

Это значит, что должно быть желание слушать и понимать Учение. Но,

сверх того, здесь имеется в виду активное сотрудничество с Учителем.

Не следует понимать это так, что Учитель объясняет, а со стороны

ученика ничего не требуется.

Усердие

Это означает, что заинтересованность должна быть постоянной: не

следует проявлять нерешительность, каждый день меняя свои намерения,

без конца откладывая на потом.

Присутствие осознанности

Это означает, что нельзя отвлекаться. Нужно сохранять присутствие в

любой момент. Нет ничего хорошего в том, чтобы знать всю теорию Учения

и, тем не менее, по-прежнему жить, то и дело отвлекаясь.

Созерцание

Следует по-настоящему войти в созерцание. Недостаточно лишь знать,

как практиковать, ? нужно по-настоящему погрузиться в практику. Это

и значит вступить на путь мудрости.

Праджня

Санскритское слово праджня буквально означает сверхзнание. Отсюда

следует, что необходимо иметь достаточные умственные способности,

чтобы понять то, чему вас учат, и достаточную силу интуиции, чтобы

узреть то, на что вам указывают и что лежит за пределами слов Учения.

Это и есть проникновение в саму мудрость.

Разумеется, праджня не равнозначна интеллектуальному знанию. Как я уже

неоднократно упоминал, мой учитель Чангчуб Дордже никогда не получал

интеллектуального образования, однако его мудрость и те качества,

которые от нее проистекают, были совершенно поразительны. Бывало, он

каждый день сидел во внутреннем дворе у своего дома, принимая людей,

обращавшихся к нему за духовным советом или за лечением. Медицину он

тоже никогда специально не изучал, но знание науки исцеления проявилось

в нем само собой из великой ясности, обретенной с помощью состояния

созерцания, и его слава непревзойденного лекаря была настолько велика,

что лечиться к нему шли со всех сторон. В силе его ясности я имел

возможность убедиться собственными глазами, участвуя в другом деле,

которое было еще одним сверхъестественным проявлением этой ясности.

После того, как я прожил у Чангчуба Дордже всего несколько дней, он

попросил меня писать под его диктовку. Я знал, что он не умеет читать

и писать, а поскольку сам я писал вполне сносно, то, естественно, не

раздумывая, согласился послужить ему, чем мог. Я сидел в доме за столом

и через открытую створку четырехстворчатого окна из рога мог и видеть,

и слышать Учителя, находившегося во дворе, где он обычно принимал

пациентов и занимался с учениками. И вот, посреди царившей вокруг

сутолоки, он начинал мне диктовать, ни на миг не задумываясь над тем,

что собирается сказать. Затем он делал краткий перерыв, чтобы я мог

полностью записать то, что он сказал, а сам в это время продолжал

заниматься своими делами. Закончив писать, я кричал ему об этом. Он

прерывал беседу с очередным посетителем и без всякой паузы продолжал

диктовать дальше ? иногда прозой, а иногда стихами. И ни разу не было

случая, чтобы он спросил: Так на чем я остановился? ? или что-нибудь

в этом роде. Мне же, напротив, часто приходилось просить его повторить

слова, которые я забыл.

Первые несколько дней, записывая его слова, я был уверен, что из

продиктованного ни за что не сможет получиться мало-мальски связный

текст. Но каждый вечер, возвращаясь в свою комнату и перечитывая

записи, я обнаруживал, что передо мной безупречно последовательное

сочинение, которое можно было принять за тщательно продуманный и

записанный ученый труд. В действительности гонгтэр (тэрма ума) всегда

проявляется именно так. За несколько недель такой работы мы закончили

большой том, а позже я видел около двадцати других таких же томов,

которые Чангчуб Дордже точно так же продиктовал другим ученикам.

Все проявления, в сущности,

не более реальны, чем отражение ?

кристально чистое и ясное,

не поддающееся никаким определениям

и логическим объяснениям.

Тем не менее, семена прошлых деяний ?

карма ? продолжают вызывать

дальнейшее возникновение проявлений.

Несмотря на это, знай:

все, что существует,

полностью лишено собственной природы

и абсолютно недвойственно!

Эти