которое выше добра и зла, тем не менее, пока мы не свободны
от двойственности, для нас продолжает существовать относительное
состояние, и это мы тоже должны осознавать. Ведь можно жить, уважая
внешние условия, и, тем не менее, не впадая в зависимость от них.
Вот что означает осознанность, и именно в этом заключается принцип
поведения, или чодпа, практика Дзогчена.
Не следует обусловливать себя и самими Учениями. Ведь цель Учений ?
сделать вас более независимыми, а не наоборот. Поэтому учитель
Дзогчена всегда старается помочь ученику стать более самостоятельным
в истинном смысле этого слова, окончательно выйти из всех клеток. И
поэтому, хотя Учитель благодаря своей более высокой ясности способен
давать ученикам советы даже по самым мелким вопросам повседневной
жизни, он всегда будет стараться помочь им научиться наблюдать самих
себя и принимать решения, исходя из собственной осознанности.
Разумеется, Учителями могут быть и женщины. Когда мне было четырнадцать
лет, я провел два месяца с великим учителем Аю Кадро, которая жила
на расстоянии нескольких дней пути верхом от моей монастырской школы.
Поскольку было известно, что она реализовала практику Ваджрайогини
и потому была воплощением этой дакини, во время каникул меня послали
попросить у нее посвящение Ваджрайогини. Она была уже очень стара и
вовсе не знаменита. Более пятидесяти лет она прожила в полной темноте
в небольшом домике, занимаясь практикой янгтиг, которая дает возможность
человеку, уже способному пребывать в состоянии созерцания, достичь
полной реализации благодаря развитию внутреннего света и ясности видения.
Когда я оказался в доме Аю Кадро, то убедился, что она видит в темноте
так же хорошо, как и при свете. Хотя жившая с ней женщина зажгла ради
меня несколько масляных светильников, было ясно, что сама Аю Кадро
в них не нуждается. При свете я разглядел черты этой удивительной
женщины. Ее длинные волосы, заплетенные в косы, спускались ниже пояса;
от корней до плеч они были седыми, а дальше, до самых кончиков,
оставались черными. Их явно никогда не стригли.
Сначала Аю Кадро отказалась дать мне посвящение, которое я просил,
говоря, что она всего лишь бедная старуха, ничего не смыслящая в
Учении, однако предложила нам расположиться на ночлег поблизости. Той
ночью она видела благоприятный сон, в котором ее Учитель наказал ей
дать мне посвящение, и потому утром она прислала свою помощницу с
завтраком для моей матери и сестры и с приглашением посетить ее для
меня. В течение последующих недель она передала мне много Учений,
включая полную практику янгтиг, и поэтому я почитаю ее одним из своих
главных Учителей. Пока я жил у нее, она, отвечая на мои расспросы,
поведала мне историю своей жизни, которую я позднее записал.*23
Итак, чодпа, или поведение человека, практикующего Дзогчен,
подразумевает, что вы пребываете в состоянии присутствия осознанности
в любой момент своей жизни и не позволяете уму блуждать, следуя за
потоком мыслей о прошлом, беспокоясь о настоящем и мечтая о будущем.
Это не означает, что нельзя ничего планировать: вы проявляете внимание
к вторичным причинам, когда они возникают, и относитесь к ним без
лишних волнений, в отличие от отца Знаменитой Луны ? незадачливого
героя тибетской народной сказки, которая прекрасно показывает, что
происходит, когда человеку недостает присутствия.
В этой сказке говорится, что некогда жил один человек, такой бедный,
что добывал себе пропитание, ходя по домам людей, более удачливых, чем
он, и выпрашивая у них зерно. Однажды ему повезло: он получил очень
много зерна и вернулся домой счастливый. Дом у него был совсем
маленький, и в нем водилось много мышей, поэтому он решил подвесить
зерно к балке, чтобы мыши его не съели. Потом он улегся спать под этим
мешком: другого места в тесном домишке не было. Он никак не мог уснуть
и начал строить планы,
Все зерно я есть не буду; ? думал он, ? оставлю часть на семена,
посею их и выращу зерна побольше. Через год у меня будет десять
мешков, а еще через год ? сотня. Бедняк все мечтал, как год от года
мешков у него будет все больше и, наконец, он разбогатеет. Потом он
подумал: В этой лачуге я жить больше не буду ? построю себе дворец
и заведу слуг, чтобы они все за меня делали. Найду жену-красавицу и,
конечно, у нас пойдут дети. Первым, уверен, у нас родится сын, только
как его назвать? И он лежал, пытаясь придумать имя для своего
будущего сына. Перебрал множество имен, но ни одно ему не понравилось.
Наконец на темном небе