Шейн Джон

Кристалл и путь света

взошла яркая луна, и едва увидев ее, бедняк

воскликнул: Решено! Назову-ка я его Знаменитая Луна!

Но в этот самый миг забравшаяся на балку мышь перегрызла веревку,

на которой висел мешок, тот рухнул бедняге прямо на голову и убил

наповал, так что некому стало выполнять все его планы. Витая в мечтах

о будущем, он лишился настоящего.

Глава 8

ПЛОД

Если намерение благое,

Путь и Плод будут благими.

Если намерение неблагое,

Путь и Плод будут неблагими.

Поскольку все зависит от благого намерения,

всегда стремись зарождать

благую направленность ума.

Джигмэд Лингпа

?Основа

?Путь

?Плод ?> ПЛОД, или РЕАЛИЗАЦИЯ

Деление учения Дзогчен на любые категории существует только для того,

чтобы облегчить его понимание. Обрести реализацию ? означает сделать

реальным то, что изначально было вашим собственным состоянием,

Основой, Жи. Для достижения реализации ничего не требуется создавать.

Она изначально есть неотъемлемое от вас состояние. В Дзогчене,

поскольку его метод ? непостепенный, Путь ведет непосредственно в

изначальное состояние, которое есть и Основа, и Плод.

Вот почему гакил ? особый символ учения Дзогчен, символ изначальной

энергии ? складывается из трех частей, которые закручены по спирали

так, что составляют единое целое. Гакил, или колесо радости, очень

наглядно отражает единство и взаимозависимость всех триад Дзогчена,

но, наверное, больше всего он символизирует взаимосвязь Основы, Пути и

Плода. А поскольку Дзогчен, Великое Совершенство, по сути есть

самосовершенное единство изначального состояния, естественно, что его

должен олицетворять символ недвойственности.

Поэтому Путь и Плод не есть что-то строго разграниченное: скорее,

можно сказать, что процесс самоосвобождения углубляется до тех пор,

пока не достигнет Основы, которая существует изначально, ? именно

такое достижение и есть Плод. В этом контексте используется тибетское

слово сэва, означающее смешивать, ? мы смешиваем созерцание с каждым

действием своей повседневной жизни. В Дзогчене не нужно ничего изменять,

не нужно носить какую-то особую одежду или проявлять какие-либо внешние

признаки, по которым можно было бы определить, практикует человек на

самом деле или нет. Практика совершенно не зависит от внешней формы.

Главное ? суметь ввести любую относительную ситуацию в практику и

объединить с ней. Разумеется, для этого ваше созерцание должно быть

очень точным, конкретным, иначе не с чем будет смешивать ? именно это

имеется в виду во втором из Трех Заветов Гараба Дордже: не оставаться

в сомнении. Не остается никакого сомнения, что такое созерцание, ?

оно очень конкретно.

Затем практикующие развивают три способности, являющиеся методами

Дзогчена: чердрол, шардрол и рангдрол. Дрол во всех случаях означает

освобождение, как в названии знаменитого Бардо Тодрол, что переводится

как Освобождение через слушание в состоянии бардо, но в наше время

этот текст больше известен как Тибетская книга мертвых.

В первом из трех методов, чердрол, процесс самоосвобождения еще

находится на уровне малых способностей. Чердрол означает освобождение

благодаря наблюдению. Обычно этот метод поясняют сравнением с тем,

как испаряется роса под лучами солнца. Однако не следует считать, что

в данном примере под солнцем подразумевается некий вид противоядия,

который якобы требуется в Дзогчене для устранения двойственности.

Здесь имеется в виду что осознанность неизменно сохраняется и

постоянно присутствует, ? тогда все освобождается само собой.

Шардрол ? уровень средних способностей; этот метод образно поясняется

картиной таяния снега, падающего на поверхность моря. Снег здесь

олицетворяет чувственное восприятие или страсть. Шардрол означает

освобождение в момент появления. То есть любой чувственный контакт,

едва возникнув, освобождается сам собой, без малейшего усилия

сохранить осознанность. Мы можем просто оставить как есть те страсти,

которые способны обусловить любого человека, не достигшего данного

уровня практики. Вот почему говорят, что в Дзогчене все кармическое

видение человека, все его страсти становятся просто украшением: ведь

если вы ими не обусловлены, не привязаны к ним, то просто забавляетесь

ими, как игрой собственной энергии, чем они в сущности и являются. Вот

почему некоторые тантрийские божества носят короны из пяти черепов,

символизирующих пять преодоленных страстей.

Последняя, высшая