когда укрылся от снежной бури,
забравшись в обыкновенный рог яка, лежавший на земле. Предание гласит,
что ни рог яка не стал больше, ни Миларэпа ? меньше. Другой пример
проникновения в сущность реальности, запредельной по отношению к нашим
обычным ограничениям, можно извлечь из высказывания Будды о том, что в
одном атоме столько же будд, сколько во всей вселенной атомов. Мы не в
состоянии постичь смысл этого высказывания, опираясь на свои обычные
умственные представления, и потому называем такие вещи сверхъестественными,
но реальность именно такова, ? просто мы не привыкли видеть ее такой,
как она есть. Когда человек по-настоящему обретает способность проникать
в то, что есть, это называется истинной мудростью чудотворства.
Так могут проявляться признаки продвижения по Пути, хотя и необязательно
в строго определенном порядке.
Полное воссоединение субъекта и объекта
Мы подошли к шестой, относящейся к Плоду, способности, которая
называется тротрэл (spros bral), что означает вне умозрительных
понятий или подобная небу. Она заключается в полном воссоединении
субъекта и объекта и представляет собой особый метод Дзогчена,
позволяющий обрести полную реализацию в течение жизни посредством
овладения своей энергией и способом ее проявления.
Все методы разных путей: методы Сутры и всех уровней Тантры, а также
Дзогчена ? ведут к полной реализации, Плоду. Такая реализация есть
полное освобождение от обусловленного бытия и выход в состояние бытия,
где присутствует абсолютное владение всеми явлениями, и для каждой
способности характерно совершенное всеведение. Но в учении Сутры
указывается, что для достижения этого состояния ее методами требуются
многие кальпы, а методы низших Тантр, хотя и действуют быстрее, также
требуют многих жизней. Высшие Тантры, как и Дзогчен, дают возможность
обрести полную реализацию в течение одной жизни, но методы Дзогчена ?
более прямые, даже по сравнению с методами высших Тантр. Достижение
видения в Лонгдэ или реализация практики тодгэл ? высшего тайного
учения Дзогчена ? дает практикующему возможность быстро разрубить
узел обусловленного бытия, а поскольку при этом достигается полная
реализация, то физическое тело растворяется в сущности составляющих
его элементов, то есть в свете.
Внутренний йинг и внешний йинг
Чтобы завершить такую реализацию, объединяют сэмнид, что означает
природа ума и иначе называется внутренний йинг, и чонид, что
означает состояние бытия и иначе называется внешний йинг. То и
другое называется йинг (пространство, измерение, санскр. дхату),
и это свидетельствует о том, что они изначально обладают одной и той
же природой. Бытие никоим образом не устраняется, ? скорее, с точки
зрения Дзогчена, можно сказать, что человек есть центр вселенной в
том смысле, что личность как микрокосм является полным отражением
вселенной как макрокосма. Коренная природа одного есть коренная
природа другого. Реализуя себя, вы реализуете коренную природу
вселенной. Существование двойственности ? это лишь иллюзия, и когда
такая иллюзия преодолена, реализуется, то есть становится реальным,
изначальное единство собственной природы и природы вселенной.
Благодаря воссоединению внутреннего йинг и внешнего йинг можно
проявить Тело Света. Если другие упомянутые выше пять нгонше были
знаками продвижения по Пути, то это шестое нгонше ? уже Плод.
Тело Света
Радужное Тело ? по-тибетски джалу, или Тело Света, ? которое
обретают в итоге практики Дзогчена, отличается от Иллюзорного
(майического) Тела, гюлу (sgyu lus), плода практики высших Тантр.
Иллюзорное Тело, гюлу, основано на тонкой пране, а поскольку, с
точки зрения Дзогчена, прана принадлежит к относительному измерению,
то гюлу не считается полной реализацией.
Джалу, или Тело Света, ? это излюбленный способ реализации, который
проявляли Учителя как Лонгдэ, так и Мэннгагдэ, и эта традиция с
незначительными перерывами продолжается вплоть до настоящего времени.
Обрел этот уровень реализации и учитель моего учителя Чангчуба Дордже.
Чангчуб Дордже сам присутствовал при этом, следовательно, достоверность
таких сведений неоспорима. Мой учитель рассказывал мне, как его учитель
Нягла Падма Дуддул созвал всех своих учеников: и тех, кто был далеко,
и тех, кто был близко, и объявил, что хочет передать кое-какие Учения,
которые до сих пор не давал полностью. Он передал эти Учения, а потом
они больше недели делали ганапуджу Ганапуджа ? это великолепный способ
устранения помех между