Учителем и учеником, а также между учениками.
Затем, по истечении недели, Нягла Падма Дуддул объявил, что настал его
час умереть, и назвал гору поблизости, на которой он намеревался это
сделать. Ученики умоляли его не умирать, но он сказал, что ничего
нельзя поделать ? пора. Тогда они проводили Учителя на гору, к тому
месту; где он поставил маленький шатер. Затем он удалился в шатер, а
ученикам велел наглухо зашить вход и оставить его в покое на семь дней.
Ученики спустились вниз и ждали у подножия горы семь дней. Все это
время шли беспрерывные дожди и появлялось множество радуг. Затем
ученики вернулись наверх и открыли палатку, которая оставалась зашитой
точно так, как они ее оставили. Внутри они нашли только одежду Учителя,
его волосы и ногти. Одежда находилась там, где он сидел, и пояс был
все так же завязан посередине. Он оставил ее, как змея сбрасывает
кожу. Мой Учитель там был и все это рассказал мне, поэтому я знаю,
что это правда, что такая реализация возможна.
Я знаю множество подобных историй, но особенно интересна одна из них,
которую мне рассказал мой дядя Тогдэн. В 1952 году в той части Тибета,
откуда я родом, жил старик, который в молодости несколько лет был
вроде слуги или помощника у одного учителя Дзогчена и потому,
естественно, слышал много Учений. Но всю остальную жизнь он провел,
просто высекая мантры на камнях, и тем зарабатывал себе на пропитание.
Так он прожил много лет, и никто не обращал на него внимания и не
подозревал, что он что-то практикует. Но однажды он объявил, что через
семь дней собирается умереть и послал за своим сыном, который был
монахом в одном из монастырей, сказав, что хочет оставить все свое
имущество в дар монастырю. Из монастыря повсюду разнеслась весть о
том, что этот человек попросил оставить его на семь дней взаперти,
чтобы умереть. А так как все поняли значение этой просьбы, то пришло
много людей, и это событие происходило у всех на виду. Там были
представители разных буддийских школ, больших монастырей, присутствовали
даже чиновники китайской администрации, которые в то время все
поголовно были военнослужащими. И когда вскрыли помещение, в котором
тот человек был заперт на семь дней, это произошло на глазах у
множества людей. И все они увидели, что никакого тела не осталось.
Остались только волосы и ногти, которые считаются нечистотами тела.
Мой дядя-йогин пришел навестить меня в доме моего отца сразу после
того, как стал свидетелем этого события. Когда он рассказывал мне о
случившемся, его глаза были полны слез. Он считал ужасной трагедией,
что никто из нас не смог распознать в этом внешне обычном человеке,
жившем рядом с нами, поистине великого йогина, от которого мы могли
бы получить Учение. Но так уж обстоит дело с теми, кто практикует
Дзогчен: внешне ничего не заметно.
Весной этого года [1984] я посетил Непал, чтобы давать Учения и
практиковать в Толу Гонпа ? горном монастыре близ тибетской границы,
неподалеку от горы Эверест, где практиковал Падмасамбхава, и в пещере
Маратика, где Падмасамбхава и его супруга Мандарава реализовали
практику долгой жизни. Там я получил известие о том, что сталось
с моим дядей Тогдэном. Это известие передал один тибетец, который
только что прибыл в Катманду из Тибета. Там он служил государственным
чиновником именно в том районе, где жил Тогдэн. Оказалось, что в
течение многих лет после того, как я покинул Тибет, дядя продолжал
жить в своей уединенной пещере, в затворничестве. Но, в конце концов,
в период культурной революции, его, как и многих других таких же
йогинов, заставили выйти из затворничества ? тогда был принят закон,
объявлявший подобных людей эксплуататорами трудящихся, поскольку они,
не работая, получали еду.
Дяде повезло гораздо больше других: его только посадили под домашний
арест, а не подвергли публичному суду, а, возможно и суровому наказанию.
Тот человек, которого я встретил в Катманду, кроме прочих своих
обязанностей, должен был нести ответственность за охрану Тогдэна,
которому он разрешил жить в деревянной хижине, построенной на плоской
крыше обычного городского дома в столице провинции. Дом этот принадлежал
одной тибетской семье, которая снабжала дядю всем необходимым, так
что он продолжал свое затворничество, как и прежде. Позднее, благодаря
тому, что тот чиновник поручился за него, дяде позволили уехать в
сельскую местность и жить под менее строгим надзором. Ему отвели
отдельный дом, и тот же чиновник регулярно заходил к нему с проверкой.
Но как-то раз