году, я получил из трех независимых
источников известия о том, что мой Учитель и его дочь, которая тоже
практиковала Дзогчен, умерли при необычных обстоятельствах. Когда
я сам с женой и детьми посетил Тибет в 1981 году; то услышал от
некоторых учеников Чангчуба Дордже, что он и его дочь перед смертью
попросили оставить их в запертых комнатах на семь дней. Но, к
сожалению, их обоих потревожили до окончания этого срока. Когда
комнаты отперли, оказалось, что их тела сжались до трех футов. Поэтому
стало ясно, что они победоносно завершили жизнь в физическом теле,
проявив один из методов реализации Тела Света.
Когда я переехал на Запад, мне довелось путешествовать по всему миру,
отзываясь на просьбы учить Дзогчену. Пусть вдохновляющий пример жизни
и учения Чангчуба Дордже послужит причиной пробуждения для тех, кто о
них услышал, где бы они ни были!
На этом завершается изложение Основы, Пути и Плода учения Дзогчен. При
изложении Учения слова и интеллектуальные понятия могут служить лишь
вехами, указывающими на истинную природу реальности, которую слова
передать не способны. И все же сложная взаимосвязанная теоретическая
структура этих учений сама по себе великолепна и прекрасна, как
многогранный кристалл, каждая грань которого безупречно отражает и
соотносится с любой другой. Но единственный способ увидеть сердце
кристалла ? это заглянуть в самого себя. Дзогчен ? не просто предмет
изучения: перед вами открывается Путь Света.
Как пчела собирает нектар
с самых разных цветов,
ищи Учение повсюду!
Как олень, который находит
укромное пастбище,
ищи уединения, чтобы усвоить
все, что собрал!
Как безумец,
не знающий никаких запретов,
иди, куда вздумается,
и живи как лев,
совершенно свободный от страха!
Тантра Дзогчена.
Ключ к триадам в Учении Дзогчен
Примечание: линейная диаграмма не может дать истинного представления
о комплексе взаимосвязей различных аспектов Учения, которые было бы
лучше представить трехмерной кристаллической структурой, где каждая
точка связана с любой другой. Но поскольку из-за самой природы языка и
способа написания книга ? линейное изложение, то и Учение в письменном
виде должно быть представлено линейным образом. Поэтому такая диаграмма
служит только условным ключом, который можно использовать, чтобы открыть
более тонкое видение множества соответствий в кристалле учений и
облегчить понимание текста этой книги.
??
? СУЩНОСТЬ
? (которая пуста)
?
1. ОСНОВА (Жи), ? ПРИРОДА Все это собственная
изначальное ? (однако энергия человека,
состояние которую ? проявления для объяснения которой
каждого составляют ?? продолжаются) использованы сравнения
человека ? ?? с кристаллом и его
? ЭНЕРГИЯ ? ДАНГ лучами, хрустальным
? (которая ? шаром, зеркалом и его
? проявляется ?? РОЛПА отражениями. Однако
? тремя ? сансарное существо
? способами) ? ЦЕЛ принимает их за внешние
?? ?? явления и воспринимает
как свое кармическое
видение. Они включают
соответственно
??
? УМ
?
?? РЕЧЬ (или
? энергию дыхания)
? ТЕЛО
??
?? ??
? ТАВА Истинное воззрение ? УМ
? или видение того, что заключается в том, ?
? есть и кто вы есть. чтобы наблюдать ?? РЕЧЬ
? состояние своих ?
? собственных тела, ? ТЕЛО
? речи и ума ??
?