их достаточно хорошо, но, как до меня дошло позднее, на самом
деле я не понимал ничего.
Хотя я этого еще не знал, обстоятельствами мне была уготована встреча
с особенным Учителем, которому предстояло придать всему, что я узнал и
прочувствовал, новую, более глубокую перспективу, и благодаря встрече
с ним мне довелось пробудиться и прийти к правильному пониманию учения
Дзогчен. С его помощью я понял важность Учения, которое в конце концов
сам стал передавать на Западе. Этот Учитель не был важной персоной.
Тибетцы привыкли, что знаменитые учителя высокого ранга, как правило,
подают себя с большой помпезностью. Без таких внешних признаков люди
обычно не в состоянии определить качеств учителя, и я сам, наверное,
не составлял исключения. Но, закончив школу, я получил первое
официальное назначение, и меня направили в Китай как представителя
тибетской молодежи в Народном собрании провинции Сычуань ? органе
местного самоуправления. Находясь там, я начал учить китайский язык и
одновременно преподавал тибетский, так что все эти дела и выполнение
официальных обязанностей занимали у меня много времени. Но я не мог не
заметить, что там было совершенно другое общественное и политическое
устройство, и пытался представить, каким образом происходящее в Китае
в конечном счете отразится на моей родине и ее народе. Однажды я
увидел сон, где очутился в местности с множеством белых домов,
построенных из бетона. А поскольку такие здания были характерны для
Китая, а не для Тибета, я ошибочно (как оказалось впоследствии)
предположил, что дома были китайскими. Но когда я во сне подошел
поближе, то увидел на одном из них мантру Падмасамбхавы, написанную
очень большими тибетскими буквами. Я был озадачен: ведь если дом
китайский, то почему над дверью мантра, написанная по-тибетски? Открыв
дверь, я вошел и внутри увидел старика ? на вид совсем обыкновенного
старика. Я подумал: Неужели этот человек ? действительно Учитель?
И тогда он нагнулся, коснувшись своим лбом моего, ? так тибетские
учителя дают благословения ? и начал читать мантру Падмасамбхавы.
Все это показалось мне очень странным, но теперь я уже был совершенно
уверен, что он ? Учитель. Затем старик велел мне обойти находившуюся
неподалеку большую скалу; сказав, что в середине скалы я найду пещеру,
в которой находятся восемь нерукотворных мандал. Он велел мне немедленно
пойти туда и взглянуть на них. Сказанное им удивило меня еще больше,
но, тем не менее, я сразу же пошел туда. Когда я добрался до пещеры,
позади меня возник мой отец ? как только я вошел, он начал читать
вслух Праджняпарамита-сутру; важнейшую из сутр Махаяны. Я начал
повторять за ним, и мы вместе стали обходить пещеру. Я не смог увидеть
все восемь мандал целиком, а разглядел только их углы и края, но
проснулся я, ощущая их присутствие.
Спустя год после того сна, когда я уже вернулся в Тибет, в нашу
деревню прибыл один человек навестить моего отца, и я стал свидетелем
их разговора, в котором гость сообщил отцу о своем знакомстве с одним
очень необычным лекарем. Он описал место, где жил лекарь, а также
подробно описал самого человека, и, пока он рассказывал, в моей памяти
всплыл прошлогодний сон. Я был уверен, что человек, описанный гостем,
? тот самый, которого я видел во сне. Обратившись к отцу, я напомнил
ему свой сон, о котором рассказал вскоре после того, как его увидел,
и спросил отца, не хочет ли он посетить этого лекаря. Отец согласился,
и мы отправились на следующий же день. Наше путешествие верхом длилось
четыре дня, и, когда мы добрались до места, старец действительно
оказался тем человеком, которого я видел во сне. У меня было реальное
чувство, что я бывал в этой деревне раньше и мне знакомы и эти
тибетские дома, построенные по-китайски, из бетона, и мантра над
дверью дома лекаря. У меня уже не оставалось сомнений, что он должен
быть моим Учителем, и я остался у него, чтобы получить учение. Имя
Учителя было Чангчуб Дордже, а выглядел он как простой тибетский
крестьянин. Внешне его манера одеваться и образ жизни были совсем
обычными, хотя в этой книге я поведаю некоторые другие истории о нем,
из которых вы сможете понять, что его состояние было весьма далеко от
ординарного. Его ученики тоже жили совсем скромно, причем большинство
из них были самыми простыми, далеко не богатыми людьми, которые
выращивали урожай, работая в поле, и в то же время занимались
совместной практикой.
Чангчуб Дордже был учителем Дзогчена, а Дзогчен опирается не на
внешнее: ведь это Учение