Шейн Джон

Кристалл и путь света

ее, не отвлекаясь. Заметить не значит

увидеть ее глазами или составить о ней представление. Это означает,

что нужно уделить чистое внимание, не отвлекаясь никакой мыслью трех

времен или каким-либо чувственным восприятием, которое могло бы

возникнуть, и тем самым полностью ощущать эту волну, оставаясь в

присутствии чистой осознанности. Здесь никоим образом не имеется

в виду, что нужно как-то изменять ум, например, пытаться сдержать

мышление или преградить его поток.

Тому, кто только начинает заниматься этой практикой, трудно, не

отвлекаясь, долго осуществлять такое распознавание чистым вниманием

из-за сильной привычки к рассеянности ума, приобретенной за бесконечно

долгое время перерождений. Если мы обозрим лишь свою настоящую жизнь,

с момента рождения до нынешнего состояния, то окажется, что мы всегда

жили в рассеянности и у нас никогда не было благоприятной возможности

упражняться в присутствии осознанности и неотвлеченности. И потому,

если из-за недостатка внимания нами овладевает рассеянность и забывчивость,

необходимо ? пока у нас еще нет способности не отвлекаться ? всеми

средствами стараться осознавать то, что происходит, опираясь на

присутствие ума.

Нет никакой медитации, которую можно было бы найти вне такого

пребывания в своем истинном состоянии, когда присутствует или покой,

или движение волны мысли. Нечего искать ? самого лучшего или самого

ясного, ? кроме распознавания чистым вниманием и пребывания в

собственном Состоянии.

Если вы надеетесь, будто нечто проявится вне вас самих, а не благодаря

пребыванию в присутствии собственного Состояния, то такая ситуация

напоминает пословицу о злом духе, который пришел к восточным воротам,

хотя откуп, чтобы избавиться от него, принесли к западным. В таком

случае, даже если вы полагаете, что медитируете совершенно правильно,

в действительности это будет всего лишь утомительный и напрасный труд.

Итак, самое важное ? это пребывание в состоянии, которое вы обнаруживаете

в самом себе.

Если вы пренебрегаете тем, что у вас внутри, и вместо этого ищете что-то

другое, то уподобляешься нищему, который вместо подушки кладет под голову

драгоценный камень, но, не зная ему цены, бедствует, прося подаяние.

Поэтому сохраняя присутствие собственного Состояния и наблюдая волну

мысли, не оценивая при этом степень ясности этого присутствия и не

считая состояние покоя чем-то желательным, а волну мысли чем-то

нежелательным, абсолютно не стремясь что бы то ни было изменить, вы

продолжаете пребывать в этом Состоянии, не отвлекаясь и не забывая

сохранять присутствие осознанности, ? поступая так, вы извлекаете суть

практики.

Некоторых беспокоит шум: если другие люди ходят, разговаривают и т. д.,

они раздражаются, или же, отвлекаясь на внешние события, порождают

массу иллюзий. Это ошибочный путь, называемый опасная стезя, на

которой внешнее видение кажется врагом. Это значит, что, несмотря

на умение пребывать в знании как состояния покоя, так и волны мысли,

человек еще не смог достичь объединения этого состояния со своим

внешним видением.

В таком случае, постоянно сохраняя присутствие осознанности, следует,

увидев что-то, не отвлекаться, а расслабиться, не давая оценок тому,

что вы видите, и оставаться в присутствии.

Если возникает мысль, которая оценивает переживание как приятное или

неприятное, то следует лишь отметить ее чистым вниманием и продолжать

пребывать в присутствии осознанности, не забывая о нем.

Если вы оказываетесь в неприятных обстоятельствах, например, вокруг

разыгрывается шумная ссора, то следует только отметить это неприятное

обстоятельство и продолжать пребывать в присутствии осознанности, не

забывая о нем.

Если вы не умеете объединять присутствие осознанности с такими

повседневными действиями, как еда, ходьба, сон, сидение и так далее,

то невозможно сохранить состояние созерцания за пределами ограниченного

временем занятия сидячей медитацией. В таком случае, не сумев упрочить

истинное присутствие осознанности, вы будете отделять формальное

занятие медитацией от своей повседневной жизни. Поэтому очень важно,

не отвлекаясь, продолжать пребывать в присутствии осознанности,

объединяя его со всеми действиями своей повседневной жизни.

В Праджняпарамита-сутре*28 Будда говорил:

Субхути, как Бодхисаттва-Махасаттва, осознавая, что он имеет тело,

практикует совершенное поведение? Субхути, когда Бодхисаттва-Махасаттва

идет, он полностью внимателен к тому, что он идет; когда стоит,

полностью внимателен к тому что он