ее, не отвлекаясь. Заметить не значит
увидеть ее глазами или составить о ней представление. Это означает,
что нужно уделить чистое внимание, не отвлекаясь никакой мыслью трех
времен или каким-либо чувственным восприятием, которое могло бы
возникнуть, и тем самым полностью ощущать эту волну, оставаясь в
присутствии чистой осознанности. Здесь никоим образом не имеется
в виду, что нужно как-то изменять ум, например, пытаться сдержать
мышление или преградить его поток.
Тому, кто только начинает заниматься этой практикой, трудно, не
отвлекаясь, долго осуществлять такое распознавание чистым вниманием
из-за сильной привычки к рассеянности ума, приобретенной за бесконечно
долгое время перерождений. Если мы обозрим лишь свою настоящую жизнь,
с момента рождения до нынешнего состояния, то окажется, что мы всегда
жили в рассеянности и у нас никогда не было благоприятной возможности
упражняться в присутствии осознанности и неотвлеченности. И потому,
если из-за недостатка внимания нами овладевает рассеянность и забывчивость,
необходимо ? пока у нас еще нет способности не отвлекаться ? всеми
средствами стараться осознавать то, что происходит, опираясь на
присутствие ума.
Нет никакой медитации, которую можно было бы найти вне такого
пребывания в своем истинном состоянии, когда присутствует или покой,
или движение волны мысли. Нечего искать ? самого лучшего или самого
ясного, ? кроме распознавания чистым вниманием и пребывания в
собственном Состоянии.
Если вы надеетесь, будто нечто проявится вне вас самих, а не благодаря
пребыванию в присутствии собственного Состояния, то такая ситуация
напоминает пословицу о злом духе, который пришел к восточным воротам,
хотя откуп, чтобы избавиться от него, принесли к западным. В таком
случае, даже если вы полагаете, что медитируете совершенно правильно,
в действительности это будет всего лишь утомительный и напрасный труд.
Итак, самое важное ? это пребывание в состоянии, которое вы обнаруживаете
в самом себе.
Если вы пренебрегаете тем, что у вас внутри, и вместо этого ищете что-то
другое, то уподобляешься нищему, который вместо подушки кладет под голову
драгоценный камень, но, не зная ему цены, бедствует, прося подаяние.
Поэтому сохраняя присутствие собственного Состояния и наблюдая волну
мысли, не оценивая при этом степень ясности этого присутствия и не
считая состояние покоя чем-то желательным, а волну мысли чем-то
нежелательным, абсолютно не стремясь что бы то ни было изменить, вы
продолжаете пребывать в этом Состоянии, не отвлекаясь и не забывая
сохранять присутствие осознанности, ? поступая так, вы извлекаете суть
практики.
Некоторых беспокоит шум: если другие люди ходят, разговаривают и т. д.,
они раздражаются, или же, отвлекаясь на внешние события, порождают
массу иллюзий. Это ошибочный путь, называемый опасная стезя, на
которой внешнее видение кажется врагом. Это значит, что, несмотря
на умение пребывать в знании как состояния покоя, так и волны мысли,
человек еще не смог достичь объединения этого состояния со своим
внешним видением.
В таком случае, постоянно сохраняя присутствие осознанности, следует,
увидев что-то, не отвлекаться, а расслабиться, не давая оценок тому,
что вы видите, и оставаться в присутствии.
Если возникает мысль, которая оценивает переживание как приятное или
неприятное, то следует лишь отметить ее чистым вниманием и продолжать
пребывать в присутствии осознанности, не забывая о нем.
Если вы оказываетесь в неприятных обстоятельствах, например, вокруг
разыгрывается шумная ссора, то следует только отметить это неприятное
обстоятельство и продолжать пребывать в присутствии осознанности, не
забывая о нем.
Если вы не умеете объединять присутствие осознанности с такими
повседневными действиями, как еда, ходьба, сон, сидение и так далее,
то невозможно сохранить состояние созерцания за пределами ограниченного
временем занятия сидячей медитацией. В таком случае, не сумев упрочить
истинное присутствие осознанности, вы будете отделять формальное
занятие медитацией от своей повседневной жизни. Поэтому очень важно,
не отвлекаясь, продолжать пребывать в присутствии осознанности,
объединяя его со всеми действиями своей повседневной жизни.
В Праджняпарамита-сутре*28 Будда говорил:
Субхути, как Бодхисаттва-Махасаттва, осознавая, что он имеет тело,
практикует совершенное поведение? Субхути, когда Бодхисаттва-Махасаттва
идет, он полностью внимателен к тому, что он идет; когда стоит,
полностью внимателен к тому что он