стоит; когда сидит, полностью
внимателен к тому что он сидит; когда спит, полностью внимателен
к тому что спит; здравствует ли его тело или болеет, он полностью
внимателен к любому состоянию!
Вот как должно быть! Чтобы понять, как можно объединять присутствие
осознанности со всеми действиями повседневной жизни, возьмем, к
примеру ходьбу. Речь идет не о том, чтобы, как только возникнет мысль
о ходьбе, тут же вскочить и в беспамятстве маршировать взад и вперед,
сметая все на своем пути. Совсем наоборот: вставая, вы помните:
Теперь я встаю и не собираюсь отвлекаться во время ходьбы.
Именно так, не отвлекаясь, шаг за шагом вы должны направлять себя с
помощью присутствия осознанности. Точно так же, если вы сидите, то не
должны забывать об осознанности; съедаете ли вы что-то вкусненькое
или выпиваете рюмочку или перебрасываетесь с кем-то парой слов ? во
всем, что бы вы ни делали, важное это дело или не очень, вы должны,
не отвлекаясь, сохранять осознанность.
Поскольку мы так сильно привыкли отвлекаться, трудно зародить это
присутствие осознаности, в особенности если речь идет о тех, кто
только начал практиковать. Но всегда, когда предстоит какая-то новая
работа, сначала приходится учиться. И пусть с первой попытки она вам
не вполне удается, по мере приобретения опыта работа будет мало-помалу
становиться легче. Так и при обучении созерцанию поначалу нужно
поставить перед собой задачу не отвлекаться и неуклонно следить за
этим, затем, насколько возможно, сохранять присутствие осознанности,
а если уж вы отвлечетесь, следует это заметить.
Если вы твердо придерживаетесь своего решения сохранять присутствие
осознанности, то сможете достичь такого уровня, когда уже никогда не
будете отвлекаться. В Дзогчене, учении о спонтанном самосовершенстве,
обычно говорят о самоосвобождении образа видения (воззрения), образа
медитации, образа поведения и плода,*29 но такое самоосвобождение
возникает только благодаря присутствию осознанности.
В частности, самоосвобождение способа поведения, безусловно, не может
возникнуть, если оно не опирается на присутствие осознанности. И
потому если вам не удастся в совершенстве достичь самоосвобождения
своего поведения, вы не сможете преодолеть границу между занятиями
формальной медитацией и своей повседневной жизнью.
Когда мы говорим, что самоосвобождение образа поведения ? важнейший
принцип всей тантры, агамы и упадеши*30 Дзогчена, это весьма радует
современных молодых людей. Но некоторые из них не знают, что истинная
основа самоосвобождения ? присутствие осознанности, а многие, даже
отчасти понимая это теоретически и умея поговорить на эту тему, все
равно этот принцип не применяют.
Если, к примеру, больной прекрасно знает свойства и действие какого-то
лекарства и может со знанием дела дать совет по его применению, но сам
его не принимает, то он никогда не выздоровеет. Так и мы с безначальных
времен страдаем тяжкой болезнью двойственности, и единственным средством
от этой болезни является истинное знание состояния самоосвобождения,
свободное от ограничений.
Когда вы пребываете в созерцании, в непрерывном осознавании истинного
состояния, нет необходимости придавать особое значение своему поведению.
Однако для тех, кто только приступает к практике, нет иного способа ее
освоить, кроме чередования занятий формальной медитацией с повседневной
жизнью. Это объясняется тем, что в нас очень сильна привязанность к
логическому мышлению, к восприятию объектов своих чувств как реально
существующих, а больше всего ? к своему материальному телу из плоти и
крови.
Когда мы размышляем об отсутствии собственной природы, мысленно
обследуя в поисках собственного я свою голову и конечности и
поочередно исключая их как не обладающие этим я, мы можем, наконец,
прийти к заключению, что никакого я нет.
Но это утверждение об отсутствии собственной природы остается всего
лишь знанием, полученным посредством интеллектуального анализа, а
истинного знания отсутствия собственной природы как такового пока
еще нет. И хотя мы благодушно рассуждаем об этом самом отсутствии
собственного я, но случись нам в этот момент наступить ногой на
колючку, мы бы наверняка тут же завопили ой-ой-ой! Это значит, что
мы еще подвержены двойственности и что отсутствие собственного я,
столь громко провозглашенное нашими устами, еще не стало для нас
реально пережитым состоянием. Потому необходимо считать крайне важным
присутствие осознанности, являющееся основой метода самоосвобождения
в повседневном