поведении.
В соответствии с различными аспектами поведения, которому всегда
придавалось большое значение, возникли разнообразные правила,
установленные под влиянием господствующих в данное время внешних
условий, ? религиозные правила и юридические законы. Однако,
существует огромная разница между соблюдением правил в принудительном
порядке и благодаря осознанности. Поскольку все люди обычно обусловлены
кармой, страстями и двойственностью, очень немногие соблюдают правила
и законы осознанно. Поэтому, хотят люди этого или не хотят, они
вынуждены подчиняться самым разным правилам и законам.
Мы и так уже обусловлены кармой, страстями и двойственностью. Если к
этому добавить ограничения, происходящие от необходимости подчиняться
правилам и законам, то наше бремя становится еще тяжелее, и мы, без
сомнения, еще дальше отходим от истинного образа видения и
правильного образа поведения.
Если понимать термин самоосвобождение в том смысле, что можно делать
все что угодно, то это неверно: это не имеет абсолютно ничего общего
с тем, что подразумевает принцип самоосвобождения, и придерживаться
такого ошибочного взгляда означало бы полное непонимание смысла слова
осознанность.
Но, повторяю, не следует забывать разницу между принципом законов
и правил и принципом осознанности. Законы и правила установлены под
влиянием обстоятельств времени и места, и они действуют, навязывая
человеку условия посредством факторов, направленных на него извне.
Осознанность же порождается знанием, которым обладает сам человек.
Поэтому законы и правила иногда соответствуют внутренней осознанности
человека, а иногда нет. Однако, если у человека есть осознанность, он
может избежать ситуации, где требуется принудительно соблюдать правила
и законы. И более того, человек, владеющий осознанностью и постоянно
ее сохраняющий, способен жить в согласии со всеми на свете правилами
и законами, так что они его никак не ограничивают.
Многие Учителя говорили: Подгоняй коня осознанности хлыстом присутствия!
И в самом деле, если осознанность не подгонять присутствием, она не сможет
действовать.
Давайте рассмотрим пример осознанности: предположим, что перед
человеком, находящимся в здравом уме, стоит чаша с ядом и он осознает,
что это такое. Взрослые и разумные люди, зная, что такое яд, и осознавая,
что случится, если его принять, не нуждаются в разъяснениях. Но тех,
кто не знает, что в чаше яд, нужно предостеречь, сказав примерно
следующее: Здесь яд, и пить его ? смертельно опасно. Так, зародив
осознанность в других людях, можно избежать опасности. Вот что мы
понимаем под осознанностью.
Но бывают люди, которые, зная об опасности яда, не придают этому
никакого значения или же сомневаются: действительно ли этот яд
смертелен? Есть и такие люди, которые вообще лишены осознанности.
Таким людям недостаточно просто сказать: Это яд. Им нужно сказать
так: Эту жидкость пить запрещается под страхом наказания по закону.
Благодаря такой угрозе закон защищает жизнь всех этих людей. Вот
на каком принципе основаны законы, и хотя они весьма отличаются от
принципа осознанности, тем не менее, они незаменимы как средство
спасти жизнь людям, которые действуют по неведению и лишены
осознанности.
Теперь мы можем еще раз использовать пример с ядом, чтобы показать,
что имеется в виду под присутствием. Если даже человек, перед которым
находится чаша с ядом, обладает осознанностью и очень хорошо знает,
что может случиться, если принять яд, но не имеет постоянного присутствия
внимания к тому, что в чаше ? яд, то он может отвлечься и сделать
глоток. Поэтому, если осознанность постоянно не сопровождается
присутствием, то трудно рассчитывать на хорошие последствия. Вот
что мы подразумеваем под присутствием.
В Махаяне существует принцип, которому придается первостепенное
значение. Это единство пустоты и сострадания ? сущность учения
Махаяны. Но в действительности, если не иметь осознанности, неотделимо
связанной с постоянным присутствием, то нет никакой возможности
возникновения истинного сострадания. На этот счет есть тибетская
пословица, которая гласит: У тебя есть глаза, чтобы видеть других
людей, но тебе нужно зеркало, чтобы увидеть самого себя!
Здесь имеется в виду, что, если вы хотите зародить истинное
сострадание к другим, необходимо сначала разглядеть свои собственные
недостатки, осознать их и мысленно поставить себя на место других
людей, чтобы по-настоящему обнаружить, каково их действительное
положение. Единственный способ