свободное от понятий реальности (тиб. митогпа), а человек,
практикующий Дзогчен, ставит цель выйти за пределы этого пустотного
состояния ума, чтобы реализовать состояние чистого изначального
присутствия (тиб. ригпа), в котором может быть завершено полное
воссоединение энергии ? непрерывно проявляющейся функции пустоты.
8. Он учил и последователей Бон, которые приходили к нему за Учением.
9. См. книгу автора Экскурс в историю тибетских кочевников (A
Journey into the Culture of Tibetan Nomads, Shang-Shung Edizioni,
Merigar, 1983). В настоящее время она имеется только на тибетском
языке с английским предисловием.
10. См. книгу Women of Wisdom, Tsultrim Allione, Routlage & Kegan Paul,
London, 1984. [B русском переводе Знаменитые йогини].
11. См. The Life of Marpa the Translator, tr. Nalanda / Trungpa,
Prajna Press, Boulder, 1983, и The 100,000 Songs of Milarepa,
tr. Garma C. Chang, Shambala, Boulder, 1977 (2 vols).
12. Все Учения имеют свою Основу, Путь и Плод, которые определяют
особенности данного Учения: что оно считает коренным состоянием
человека (Основа), какую следует выполнять духовную практику (Путь)
и какое состояние должно быть достигнуто (Плод). В данном случае
рассматриваются Основа, Путь и Плод Дзогчена.
13. Песнь Ваджры взята из тантры Нида Качжор ? Соединение Солнца и
Луны. Она является также главной мантрой Бардо Тодрол, называемого
на Западе Тибетской книгой мертвых, а ее слоги происходят из языка
Уддияны, языка дакини. Эта песня ? не молитва, и ее практика не
включает в себя визуализацию, скорее, это способ созерцания, при
котором практикующий благодаря звуку этой Песни, которую он поет,
объединяет свой ум с уровнем энергии. Поэтому, важнее звучание Песни,
а не ее смысл.
14. Тиб. кам [санскр. дхату]: сущность элементов; чжунгва ? элементы.
15. См. Death, Intermediate State and Rebirth in Tibetan Buddhism,
Lati Rinbochay and Jeffrey Hopkins, Rider, London, 1979; а
также Тибетскую книгу мертвых, переведенную автором на итальянский
язык: Il Libro Tibetano dei Morti, Namkhai Norbu, Newton Compton,
Editori, Rome, 1983.
16. В этом примере ясность, чистота и прозрачность зеркала символизируют
абсолютное, а появляющиеся в нем отражения, которые не обладают
вещественностью, ? иллюзорность относительного. Однако нам показывают,
что относительное и абсолютное взаимозависимы и возникают вместе,
потому что ни зеркало не может существовать без отражений, ни
отражения ? без зеркала.
17. См. The Life and Teaching of Naropa, H. V. Guenther, Oxford, 1963.
18. Обратите внимание, что в Мэннгагдэ действительно существует
внутреннее и внешнее нгондро, но эти предварительные практики ? не
строго обязательное условие.
19. Cм. Clear Light of Bliss. Mahamudra in Vajrayana Buddhism, Geshe
Kelsang Gyatso, Wisdom Publications, London, 1982, с. 126. Практика
с кармамудрой подразумевает медитацию с реальным партнером. Чтобы
практиковать с кармамудрой на стадии завершения, необходимо уметь
силой созерцания заставлять свои ветры (тонкие энергии) входить,
пребывать и растворяться в центральном канале. Человек, который не
умеет управлять энергией благодаря созерцанию, никак не сможет сделать
это с помощью копуляции. Практикующий мирянин, который в настоящее
время не умеет преобразовывать свое сексуальное поведение в путь,
должен зародить в себе горячее стремление научиться делать это в
будущем. (Прим. редактора англ. издания).
20. См. книгу автора Yantra Yoga. The Yoga of Movement, Shang Shung
Editions, Naples, 1982. В этой книге содержится коренной текст
Вайрочаны и комментарий Намкая Норбу.
21. Хумкара был как Учителем, так и учеником Падмасамбхавы.
22. Cм. The Divine Madman: The Sublime Life and Songs of Drukpa
Kunley, tr. Keith Dowman, Rider, London, 1980.
23. Эта краткая биография Аю Кадро, написанная автором, вошла в книгу
Women of Wisdom, ed. Tsultrim Allione, Routlege & Kegan Paul, London,
1984.
24. Кунчжед Гелпо в переводе означает Царь, который создает все.
Это главная тантра раздела Сэмдэ, или раздела Ума, одного из трех
разделов письменных учений Дзогчена.
25. Шесть состояний бытия (rigs drug) ? это шесть основных измерений
кармического видения, каждое из которых порождено преобладанием той
или иной страсти. Это мир асуров, или полубогов, причина которого
зависть; мир людей, причина которого гордость; мир животных, причина
которого омраченность ума; мир прет, или голодных духов, причина
которого алчность; и мир ада, причина которого гнев.
26.