когда люди узнают об учении, о котором прежде не слышали, они
первым делом хотят выяснить, где оно возникло, откуда пришло, кто его
передавал и так далее. Все эти вопросы правомерны, но о самом Дзогчене
нельзя сказать, что он принадлежит культуре какой-либо конкретной
страны. Существует тантра Дзогчена Драталгюр цавэй гюд, в которой
утверждается, что учение Дзогчен можно найти в тринадцати солнечных
системах, помимо нашей, поэтому мы даже не можем с уверенностью
сказать, что учение Дзогчен принадлежит планете Земля, тем более
какой-то отдельной национальной культуре. И хотя верно, что традиция
Дзогчена, к рассмотрению которой мы приступаем, пришла через тибетскую
культуру, в которой нашла приют с самого начала документально
зафиксированной истории Тибета, тем не менее, мы не можем утверждать,
что Дзогчен ? это тибетское учение, так как само изначальное состояние
не имеет национальности: оно вездесуще.
Но верно также и то, что повсюду живые существа пребывают в
двойственном видении, которое препятствует переживанию изначального
состояния. Когда реализовавшие существа пытались установить с ними
контакт, то им чрезвычайно редко удавалось передать изначальное
состояние без всяких слов и символов. И потому реализовавшие старались
использовать как средство общения любую обнаруженную культуру. Поэтому
культура и учения зачастую переплетаются, а в Тибете этот процесс
зашел так далеко, что невозможно понять культуру без понимания Учения.
Из этого не следует, что учения Дзогчена когданибудь были особенно
широко распространены или хорошо известны в Тибете ? скорее наоборот,
Дзогчен всегда оставался неразглашаемым Учением. Но учения Дзогчена
являются сущностью всех тибетских Учений, которая предстает в них
настолько обнаженно, что их всегда хранили в некоторой тайне и люди
зачастую их побаивались. Кроме того, учение Дзогчен существовало в
древней традиции Бон,*2 которая была исконной религией Тибета,
существовавшей до прихода буддизма из Индии. Следовательно, если
мы считаем, что учения Дзогчена являются сущностью всех тибетских
духовных традиций, как буддийских, так и бонских (хотя в действительности
сами по себе они не принадлежали ни буддизму, ни Бон), и если мы признаем,
что духовные традиции Тибета были сущностью тибетской культуры, то
сможем использовать учения Дзогчена как ключ к пониманию тибетской
культуры в целом. Взглянув под таким углом зрения, можно увидеть, что
различные аспекты тибетской культуры проявляются как грани единого
видения реализовавших существ ? Учителей духовных традиций.
Ясность изначального состояния, проявившись в умах многих Учителей,
подобно кристаллу, сверкающему в сердце культуры, испускает свои
сияющие лучи или искрящиеся отражения ? разнообразные формы тибетского
искусства и иконографии, медицины и астрологии. Постигнув природу
кристалла, мы сможем лучше осмыслить испускаемые им лучи и отражения.
Глава 3
КАК МОЙ УЧИТЕЛЬ ЧАНГЧУБ ДОРДЖЕ ПОКАЗАЛ МНЕ
ИСТИННЫЙ СМЫСЛ ПРЯМОГО ВВЕДЕНИЯ
Знание Дзогчена подобно пребыванию
на самой высокой из горных вершин:
все остальные горы
открыты взору и лишены покрова тайны,
и всякий, очутившийся на этом
высочайшем пике,
не может быть обусловлен
никем и ничем.
Из тантры раздела Дзогчена Упадеша.
Когда я пришел к своему Учителю Чангчубу Дордже, то был куда как
образован в интеллектуальном смысле. Моя голова была набита всем тем,
чему я научился в монастырских школах. Я думал, что для передачи
Учения существенно важны сложные ритуалы посвящения, и стал просить
Чангчуба Дордже дать мне одно посвящение. Я просил его очень долго,
каждый день, но он всегда отказывался. Что толку? ? говорил он. ?
Ты и так уже получил посвящений от других своих учителей. В учении
Дзогчен такие посвящения ? не главное. Передача дается не только в
формальных посвящениях. Но, несмотря на его слова, я настаивал на
совершении полного ритуала посвящения, наподобие тех, что всегда
давали мне другие учителя. Я не был удовлетворен его ответами: мне
хотелось, чтобы он надел особый головной убор, приготовил мандалу,
возлил воду из кувшина на мою голову или сделал что-нибудь еще в этом
роде. Вот чего я искренне, от всей души желал, но Учитель все
отказывался.
Я так долго настаивал, что он, в конце концов, согласился и пообещал,
что примерно через два месяца, в день Падмасамбхавы, десятый день
тибетского лунного календаря*3, даст