ведет к переживанию себя как больше чем мыслей, чувств, эмоций и ощущений, которые часто забивают я. Если мы продолжаем жестко отождествляться с приходящим в ум и уходящим оттуда, то нет места переживать вещи каким-то другим способом. Мы, по сути дела, пленники очень узкого, укоренившегося набора убеждений и точек зрения. Обучение наблюдать открывает наши психологические окна, впуская свет и воздух расширившихся перспектив.
Опыт первого уровня-это опыт того, как быть больше чем то, что вас беспокоит. Если ваша часть может свидетельствовать или наблюдать чувство грусти из-за разрыва взаимоотношений, то это значит что вы не только ваша грусть-точно так же как вы не картинка, которую вы рисуете для изображения вашей грусти. Есть чувство грусти-возможно есть картинка грусти-а за ними, за их рамками есть вы, которое наблюдает разные грани переживания под названием грусть.
Рассмотрите два способа переживания одного и того же события. Сценарий такой: я подал моему начальнику ежемесячный отчет, который он обычно одобряет и хвалит. В этот раз меня зовут в его кабинет, дверь закрывается, и он раздраженно говорит мне, что в моем отчете есть крупный недосмотр, и его нужно полностью переделать. Я краснею от неожиданности и смущения, на моих ладонях выступают капли пота, и в моем животе такое ощущение, как будто по нему ударили дубиной. Я бормочу извинения и снова сильно смущаюсь. У меня поверхностное дыхание, часто бьется сердце и все, чего мне хочется-это убежать отсюда. Я чувствую себя глупым, совершенно неполноценным, и к тому же разозлен.
Когда я предпочитаю практиковать квантовый принцип первого уровня, я совсем по-другому переживаю то же самое событие. Я могу выйти за пределы всего того, что могу наблюдать. Философ Альфред Коржибский сформулировал это так: все, о чем вы знаете, не может быть вами. Если я начну наблюдать и свидетельствовать мои реакции, то я почувствую себя свободнее и умиротвореннее. Только из-за отождествления и слияния с мыслью или чувством я не даю себе быть наблюдателем и становлюсь самим переживанием. В моей предыдущей книге, Трансы, в которых живут люди: лечебные подходы в квантовой психологии, я описываю это как процесс вхождения в транс, слияние и соединение с мыслями, чувствами, эмоциями, и прошлыми ассоциациями.
В вышеприведенном переживании, если я полностью отождествляюсь с чувствами унижения и смущения, и если я связываю этот психо-эмоциональный процесс с решением, что это я, то я заключен в параметры и границы переживания под названием унижение и смущение. Однако если я перемещу часть моего внимания на уровень наблюдения, то появятся другие возможности. Если я могу наблюдать мои реакции, то я могу выйти за их пределы. Я могу выйти наружу моих реакций и начать замечать их. Затем я могу начать выбирать, наблюдать, замечать шаблон поведения, и так далее. Когда я хоть на секунду понимаю, что я существую вне моих мыслей и эмоций, они на меня меньше влияют.
Эта истина стала глубоко реальна для меня в июне 1980 года в Индии. Где-то в шесть часов утра, когда я шел на остановку автобуса, мой ум продолжал свою обычную болтовню. Вдруг я пережил, что нахожусь вне, или больше чем, или за рамками того, что я думаю или чувствую.
Еще удивительнее оказалось то, что наблюдающее я, которым я тогда стал, есть всегда. Меньшие я из мне хорошо, мне плохо, я люблю себя, я ненавижу себя-мимолетны. Наблюдающее я присутствует всегда. Тогда я понял, что не случайно чувствовал себя так неуверенно. Я отождествлялся с меньшими я, которые приходили и уходили, а не наблюдал большее я, наблюдающее присутствие. Я спросил себя, кто наблюдал все мои мысли, чувства, и происшествия моей жизни? Я засмеялся, когда понял, что я был свидетелем. Я спросил себя, что пришло первым, я как наблюдающее я, или эмоциональное огорчение, которое меня беспокоило. Опять же, очевидно, то же наблюдающее я присутствует до, во время, и после огорчения. Мое переживание себя навсегда изменилось, когда я смеялся над собой за то, что не замечал настолько очевидного-себя-наблюдающего я, которое всегда присутствовало, следя за всеми скоротечными я.
Реальность этого нового сознания навсегда сохранилась у меня, и продолжала укрепляться и углубляться для меня на уровне опыта-первом уровне квантовой психологии.
Что это, диссоциация или наблюдение?
Когда вы учитесь наблюдать, вы учитесь отделяться, отстраняться, разотождествляться с тем, что вы наблюдаете. Даже если вы замечаете, что именно переживается-то наверняка есть небольше расстояние, чтобы просто замечать и осознавать.