Значит ли это, что вы впадаете в отрицание? В диссоциацию? Может быть, пространство-то же самое, что амнезия (потеря памяти)? Хотя медитация предназначена для отстранения, она может использоваться как способ придания диссоциации духовного характера. Так как подходы первого уровня берут начало в восточных методах медитации, я думаю, что важно обсудить этот вопрос.
Наше общество начало осознавать психологию жестокого обращения, и мы довольно сильно озабочены тем, что в клинических кругах называется диссоциацией. Диссоциация-это автоматическая защита которая защищает вас во время травмы. Она происходит, когда вы отмежевываетесь от переживания, отказываясь чувствовать боль, страх или унижение болезненного события. Обычно мы учимся диссоциироваться в детстве, когда у нас в запасе мало внутренних защит. Девочка, к которой пристает её отец, не может позволить себе полностью ощутить этот ужас, так что она заглушает часть своей реакции, отмежевываясь от нее. В самой острой форме диссоциация вызывает болезнь множественности личности. Большинство из нас знает об этой болезни только из фильмов, например из Предсказательницы (Sybil).
Две основных характерных черты диссоциации-это что она происходит автоматически и что она позволяет не переживать что-то. Например, когда ребенок диссоциируется от чувства брошенности, отмежевание от чувства происходит автоматически и бессознательно, как способ защиты ребенка. Это закрытие невыносимой эмоциональной раны очень похоже на то, как клетки кожи начинают автоматически порождаться над физической раной, без каких-либо сознательных мыслей со стороны раненого.
А отстранение или наблюдение, наоборот, позволяет осознать то , что вы уже чувствуете, и происходит только в результате сознательного выбора. Когда я начинаю тревожно себя чувствовать, я могу сознательно предпочесть использовать часть моего осознания, чтобы наблюдать, что я чувствую, а не тонуть в зыбучих песках чувств тревоги, как будто это единственно возможный внутренний ландшафт. В основе наблюдения или свидетельствования нет позиции типа: У меня не должно быть этого чувства, или Я надеюсь, что это скоро пройдет. Наблюдение лишено осуждения, оценки, значимости и предпочтения. Когда вы по-настоящему наблюдаете, вы свободно можете переживать эмоцию и можете прекратить её переживать. Диссоциация-это, наоборот, процесс, который оставляет вам только возможность не переживать эмоцию; вы не можете её переживать, как можете при наблюдении. Отстраненность наблюдения с одинаковым успехом изменяется в любом направлении: вы свободно можете чувствовать себя грустно, тревожно, счастливо, и вы настолько же свободно можете не чувствовать какую-то эмоциональную реакцию.
Тем не менее практика медитации и наблюдения, конечно, может применяться не по назначению как способ диссоциации от неприятных или пугающих чувств. И, конечно, правда, что многие жертвы жестокого обращения находят прибежище в медитации, потому что разотождествление, цель многих восточных подходов, кажется настолько похожей на шаблоны диссоциации, лежащие в основе их эмоциональных жизней.
Отличия между диссоциацией и квантовым наблюдением существенны, диссоциация порождается травмой, она происходит автоматически и бессознательно, как тактика выживания, и она обезболивает чувства и эмоции. Квантовое наблюдение порождается выбором, оно выбирается сознательно и намеренно, и охватывает все, что чувствуется и мыслится. Пространство, которое бывает в результате наблюдения переживания-это не пространство отрицания, потери памяти, или черноты. Это на самом деле пространство разрешения, в котором ничего не нужно исключать из осознания.
Позвольте мне привести еще один пример. В монастыре, в котором я жил в Индии и, конечно, в некоторых других духовных общинах, многие эмоции и мысли считаются нечистыми, плохими, преградой к просветлению, и тому подобное. Конечно, и в кругах психотерапии часто подразумевается, что над злостью нужно поработать как над проблемой, а любовь-это прекрасно, и к ней нужно стремиться. Часто, особенно в духовных общинах, медитация или какая-то другая трансцендентная техника используется для подавления или уничтожения чувств, названных плохими. В психологических кругах, определенные техники укрепляют эту раздвоенность плохое(злость)-хорошее(любовь). Как будет подробно обсуждено в главе 5, предпочитать или не соглашаться иметь какое-то переживание требует оценки. Это не квантовое наблюдение.
Суть не в том, чтобы блокировать переживание, скажем, чувства неполноценности, а в том чтобы дополнять