74 165
Квантовое упражнение 75 166
Квантовое упражнение 76 169
Глава 11: Сознание 171
Квантовое упражнение 77 172
Квантовое упражнение 78 174
Квантовое упражнение 79 175
Квантовое упражнение 80 176
Квантовое упражнение 81 177
Квантовое упражнение 82 178
Квантовое упражнение 83 179
Квантовое упражнение 84 180
Квантовое упражнение 85 181
Эпилог 183
Литература 185
Алфавитный указатель 190
Предисловие
Стивен Волинский создал одну из самых интересных и вдохновляющих психологий со времен Абрахама Маслоу.
С того времени, как я написала мою работу о Маслоу, Новые пути в психологии в 1970 году, я с восхищением наблюдаю постепенную де-фрейдизацию психологии. Сначала пришла экзистенциальная психология Виктора Франкла, которая возникла из его опыта в фашистских концлагерях и была основана на признании того, что психическое и физическое здоровье человека зависит от его чувства цели. Приблизительно в то же время английские и американские читатели узнали о Цюрихской школе экзистенциальных психологов под руководством Людвига Бинсвангера, который подчеркивал необходимость того, чтобы психоаналитик входил внутрь невроза пациента и прекращал вносить собственные предубеждения. Исходным моментом Психосинтеза Ассаджиоли было признание того, что у человека есть сердцевина бытия, я, и что осознавая свои творческие возможности, человек может продвинуться к сверх-сознанию. Маслоу тоже решительно отказался от фрейдовских механистических взглядов на человека и говорил о высших пиках человеческого сознания. Мне кажется, что суть таких переживаний, эти внезапные вспышки силы и полнейшего счастья, характерны для всех здоровых людей. Карл Роджерс признал центральную важность само-оценки, идея, которая к тому же была оригинально разработана Натаниелем Брендоном.
В некотором смысле все эти разработки возвращаются к наблюдению, сделанному Уильямом Джеймсом в его небольшой книге О жизненных резервах. Человек ... обычно живет глубоко внутри своих границ; у него есть разнообразные способности, которые он обыкновенно не использует, и что центральная проблема человека-заядлая привычка неполноценности по отношению к нашему полному я. Так что пока Фрейд старался доказать, что человек гораздо беспомощнее, чем мы предполагаем, Джеймс и его последователи старались показать, что человек гораздо сильнее, чем он считает, и что исцеление его неврозов зависит от того, научится ли он понимать это.
Мне кажется, одна из самых интересных недавних разработок-техника фокусировки Юджина Джендлина. По сути это обучение пациента заглядывать внутрь себя, стараться сфокусировать суть своего несчастья и выразить её словами. Хотя это явно похоже на лечение выговариванием Фрейда, эту технику естественно использует и каждый писатель-особенно поэт: он учится изливать свои проблемы на бумагу, и исключать их из своей системы.
Все это показывает, что в психологии нет оригинальности. Психология-это все-таки наука о душе, и каждый, кто может аккуратно наблюдать, неизбежно поймет те же основополагающие истины.
Что мне особенно интересно в Стивене Волинском-это что он подошел к этим истинам в том же духе, как и многие религиозные аутсайдеры, о которых я написала в моей первой книге.* Он признает, что был завсегдатаем семинаров, провел шесть лет, обучаясь в Индии, и затем еще двенадцать лет в медитации три раза в день. Очевидно, что как и для Святого Августина, Якоба Беме, Джорджа Фокса, Блеза Паскаля, Шри Рамакришны, для него проблема личного спасения была почти физически неотложным вопросом. И в конце концов его само-наблюдение привело его к выводу, что наблюдатель не только наблюдает и осознает, что проходит через ум и тело, но и является творческим источником этого. Это достаточно легко понять. Просто энергично потрите глаза, потом закройте веки и постарайтесь наблюдать плавающие цветные пятна. Ваше наблюдение меняет пятна, когда вы стараетесь их рассмотреть. Гуссерль назвал этот эффект преднамеренностью. Стивен Волинский предпочитает говорить о принципе неопределенности Гейзенберга, в котором наблюдатель влияет на наблюдение субатомных+ частиц. И это, в свою очередь, привело его к разработке техники выхода за рамки создающего наблюдателя, и достижения того, что он называет состоянием без состояния. Он осознал глубокую истинность идеи Бома о неявном порядке, который лежит в основе явлений, и который формирует неразрывную целостность, соединяющую нас всех.
То, что Стивен Волинский раскрыл здесь-основное мистическое переживание. Оно описано, например, в книге Франклина Миррел-Вольфа