эмоциональным состоянием. В безвыходном положении, однажды я почувствовал так много злости, что мое тело было как будто в огне, и я чувствовал, что как будто горю. Мой друг Марк Морден, который уже двенадцать лет жил в Индии, сказал: Будь огнем, а не топливом. Так я и сделал, слился с огнем вместо того чтобы быть тем, кто сгорает. Я мгновенно почувствовал себя спокойным, расслабленным и более сосредоточенным. С того времени, работая с клиентами или на семинарах, я предлагаю людям, которых переполняет злость, замечать, где в теле они испытывают эту эмоцию, замечать её размер и форму, так как эмоции состоят из энергии в разных видах и формах. Например, злость-это другая форма энергии, чем любовь. Это значит, что злость состоит из той же энергии, что и любовь, её вид и форма отличаются из-за ярлыка. В конце концов я прошу человека полностью быть эмоцией. Слейтесь с эмоцией как с энергией.
Результаты были удивительно мощными. Недавно одна клиентка испытывала приступы тревожности. Я спросил ее: Где в теле ты испытываешь тревожность? Она ответила: В груди. Я сказал:
Заметь размеры и форму тревожности. Она сказала: У нее смешная почти что овальная форма. Я сказал: Полностью будь тревожностью. Будь не той, кто тревожно себя чувствует, а будь тревожностью как энергией. Она ответила: Ух ты, я чувствую себя более сосредоточенно, более расслабленно, больше самой собой.
Это упражнение сосредоточивается на злости, но если приходит другая эмоция, вы можете использовать ее. Вот возможный сценарий для сменного фасилитатора группы.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Практика
Сценарий сменного ведущего группы:
Вспомните происшествие. Может быть, в прошлом году, может быть, пять лет назад, может, десять лет назад. Позвольте эмоции по имени злость войти в ваше осознание. Наблюдая место действия и себя в нем, осмотритесь вокруг и заметьте других людей и звуки. Заметьте, какое у вас чувство или какие ощущения в теле. Ваше осознание могут немного отвлекать звуки вокруг, но вы сосредоточивайтесь снова на фильме, на сюжете. Позвольте начать возникать эмоции или ощущениям злости, дайте им всплыть по мере того как вы наблюдаете воспоминание. Заметьте, где в вашем теле находится злость: в груди, или где-то в другом месте. Заметьте её форму и размер. Теперь отвлеките внимание от сюжета и сосредоточьтесь на самой злости как состоящей из энергии.
Начните сосредоточивать сознание на этой злости, а не на сюжете и причинах злости. Сосредоточьтесь на самой злости. По мере того как вы наблюдаете злость, вы заметите, что начинаете видеть её как энергию в уплотненном виде. Заметьте её размер, движется она или нет. Сначала она может усилиться, но заметьте, что происходит, когда вы продолжаете наблюдать её как энергию в сжатом виде. Если всплывают мысли или сюжет-рассмотрите их как энергию. Теперь слейтесь со злостью и будьте ей как энергией, а не тем, кто злится. Сосредоточьтесь на этой энергии как на себе.
Когда вы готовы, очень мягко позвольте себе вернуться в комнату.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Одна участница сказала: Моя злость была прямоугольной, и в ней было по две дырки с каждой стороны. Я ответил: Если у твоей злости есть конкретная форма или цвет, сосредоточься на этом, и будь злостью как энергией; заметь, что происходит. Карл Юнг использовал эмоциональные состояния как пути для работы,
Вся эта процедура-способ обогащения и прояснения аффекта,* при котором аффект и его содержание приводятся ближе к сознанию... С эмоциональным расстройством можно работать и по-другому, не проясняя его интеллектуально, а придавая ему видимую форму. (Росси, 1986:85-96)
Квантовое упражнение 12
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Работа с ревностью.
Шаг I: Вспомните случай или происшествие, когда вы почувствовали ревность.
Шаг II: Позвольте этой энергии проявиться.
Шаг III: Заметьте, где в вашем теле происходит ревность.
Шаг IV: Заметьте размер и очертания ревности.
Шаг V: Отвлеките внимание от сюжета, почему вы ревнуете.
Шаг VI: Снимите ярлык с ревности и рассмотрите её как энергию. Если всплывают какие-то мысли, впечатления, ассоциации или сюжет-рассмотрите их как энергию.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Здесь работа все такая же. Продолжайте сосредоточивать внимание на эмоции как на энергии, а не на сюжете, почему есть эта эмоция. Мы опять предполагаем, что все мысли и эмоции-это энергия в другом виде. Сначала мы