думает эту мысль, и заметьте, что такого нет.
Шаг III: Заметьте, что нет мыслящего-только мышление. Мыслящий является мышлением.
Шаг IV: Мыслящий и мыслимое являются одним целым, значит, мыслящего нет.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Принцип: Чувствующего нет.
Квантовое упражнение 62
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Шаг I: Заметьте чувство.
Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто чувствует чувство, и заметьте, что есть только чувство без чувствующего.
Шаг III: Заметьте, что нет я, которое чувствует, а есть только чувство.
Шаг IV: Чувствующий является чувством, значит, чувствующего нет.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Принцип: Ощущающего нет.
Квантовое упражнение 63
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Шаг I: Заметьте ощущение.
Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто ощущает ощущение, и заметьте, что ощущающий является ощущением.
Шаг III: Заметьте, что нет ощущающего я, а только ощущающееся ощущение.
Шаг IV: Ощущающий является ощущением, значит, ощущающего нет.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Квантовое упражнение 64
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Шаг I: Заметьте эмоцию.
Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, у кого эта эмоция, и заметьте, что есть просто эмоции, и нет того, кто имеет эмоции.
Шаг III: Заметьте, что нет я, имеющего эмоции.
Шаг IV: Эмоцирующий является эмоцией, значит, эмоцирующего нет.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Принцип: Нет того, у кого есть ассоциации; а есть просто ассоциации.
Принцип: Нет слушающего, есть просто слышание.
Квантовое упражнение 65
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Шаг I: Заметьте слышание.
Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто слышит, и заметьте, что есть просто слышание без слушающего.
Шаг III: Заметьте, что слышание и слушающий-одно целое, значит, слушающего нет.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Становится вполне очевидно, что нет отдельного я, а просто чувствование, слышание, мышление.
Принцип: Когда демонтируются умозрительные идеи и убеждения, остается есть-ность.
Квантовое упражнение 66
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Шаг I: Посмотрите на какой-нибудь предмет. Отведите свое внимание от объекта, идя внутрь за рамки представлений и знаний об объекте.
Шаг II: Заметьте пустоту до появлений идеи об объекте.
Шаг III: Обратите внимание вокруг и попробуйте найти воспринимающего.
Шаг IV: Заметьте, что нет воспринимающего объект, просто восприятие, значит, воспринимающего нет.
??????????????????????????????????????????????????????????????????????
Принцип: В любое время, когда вы готовы переживать на опыте пустоту, она здесь. (Уилбер, 1981:50)
Невозможно услышать слушающего, потому что его нет. То, что вы называете слушающим-на самом деле просто переживание слышания, вы не слышите слышания. Чем больше я стараюсь увидеть видящего, тем больше меня озадачивает его отсутствие. По-видимому, когда мы ищем я, отдельное от переживания, оно исчезает. Субъект и объект всегда оказываются одним целым. (Уилбер, 1981)
Выводы
Эта глава и упражнения в ней ведут нас на новый уровень. В следующей главе нас попросят сделать следующий квантовый скачок, прыгнуть с шестом через перекладину и отбросить еще одну идею о том, кто мы такие. Именно идея о том, кто мы такие, отделяет нас от того, кто мы такие* . В фильме Звездные войны: Ответный удар империи Йода, учитель Люка Скайуокера, подытоживает это так: Ты должен разучиться тому, чему научился.
Глава 10
Последнее путешествие
The mind is de-void of mind.
(Ум пуст и без-умен.)
Далай Лама, Сан-Хосе, 1989
Капитан Кирк в фильме Звездный поход (Star Trek) говорит: Отправиться туда, где никто еще не был. Мне кажется, что это относится и к квантовой психологии, потому что когда мы завершим этот уровень, никого не останется.
В предыдущих главах мы увидели, и надеюсь, пережили на опыте, что все переживания, окружающее их пространство, и их наблюдатель-создатель-одно и то же. Давайте просмотрим шаги, через которые мы прошли в нашем квантовом путешествии.
Пересматривая каждый квантовый скачок, важно помнить о двух вещах. Прежде всего, о лестнице Витгенштейна. Цитируя всемирно известного философа