предосудительно, к чему прилежать, к чему не прилежать,
от каких моих дел долгие беды и горе выйдут, от каких моих дел долгая радость и
польза выйдут? 'Послушай их. Что не благо, того всегда избегай, что благо, тому
непременно следуй. Вот чего, дорогой держится по-арийски миродержец.' — 'Да,
владыка,' — отвечал царь-кшатрий, на царствие помазанный царственному мудрецу, и
стал, о монахи, держатья этого по-арийски, как миродержец. И как стал он
по-арийски держаться того, чего держится миродержец, то на пятнадцатый день
месяца, в праздник упосатхи, когда он омыл голову и, соблюдая упосатху, поднялся
на крышу дворца, появилось дивное колесо-сокровище о тысяче спиц, об ободе, о
ступице, во всех частях совершенное. Увидел его царь-кшатрий, на царствие
помазанный, и ему подумалось: 'Слыхал я, что если царю-кшатрию, на царствие
помазанному, на пятнадцатый день месяца, в праздник упосатхи, когда он омоет
голову и, соблюдая упосатху, поднимется на крышу дворца, явится дивное
колесо-сокровище о тысяче спиц, об ободе, о ступице, во всех частях совершенное,
то становится он миродержцем. Так что стану я миродержцем.'
И вот, о монахи, поднялся царь-кшатрий, на царствие помазанный, с сиденья,
обнажил плечо, взял в руку золотой кувшин, а правою окропил колесо-сокровище:
'Покатись, почтенное колесо-сокровище! Неси победу, почтенное колесо-сокровище!'
И вот, о монахи, покатилось это дивное колесо-сокровище на восток, а за ним —
царь-миродержец со своим четырехчастным войском. А в той местности, о монахи,
где остановилось, где остановилось колесо-сокровище, там и царь-миродержец
остановился со своим четырехчастным войском. Цари же соперники, что были в
восточной стороне, пришли о монахи к царю-миродержцу и сказали: 'Привет тебе,
государь; добро пожаловать, государь; это твое, государь; правь, государь. 'Царь
миродержец сказал: 'Живых не убивать. Не данного не брать. Похотных поступков не
совершать. Не лгать. Опьяняющего не пить13. Как ели так и ешьте.' И
цари-соперники, что были в восточной стороне, стали, о монахи, князьями
царя-миродержца.
И вот, о монахи, то колесо-сокровище погрузилось в восточный океан, вынырнуло
и покатилось на юг... и цари-соперники, что были в южной ... западной...
северной стороне, стали, о монахи, князьями царя-миродержца.
И вот, о монахи, то колесо-сокровище принесло царю победу над всей землей
вплоть до океана, вернулось в столицу и остановилось у врат дворца
царя-миродержца, напротив палаты суда, будто прибитое, озаряя дворец
царя-миродержца своим сиянием.
И второй царь-миродержец, о монахи... и третий... и четвертый... и пятый... и
шестой... и седьмой царь-миродержец, о монахи, призвал спустя много лет, много
сотен лет, много тысяч лет некоего слугу к себе: 'Если ты, слуга, увидишь
когда-нибудь, что дивное колесо покачнулось, с места стронулось, извести меня о
том, пожалуйста.' — 'Да, Владыка', — так отвечал, о монахи, царю-миродержцу тот
слуга.
И увидел, о монахи, тот слуга спустя много лет, много сотен лет, много тысяч
лет, что дивное колесо покачнулось, с места стронулось. Увидав это, пришел он
туда, где был царь-миродержец, и, придя к царю-миродержцу, сказал ему:
'Благоволи узнать, владыка: твое дивное колесо-сокровище покачнулось, с места
стронулось. 'И вот, о монахи, велел царь Далханеми призвать к себе своего
старшего сына-царевича и сказал: 'Говорят, дорогой мой царевич, что мое дивное
колесо-сокровище покачнулось, с места стронулось. И слыхал я, что недолго жить
осталось тому царю-миродержцу, чье дивное колесо-сокровище покачнулось с места
стронулось. Что ж, человеческими утехами я утешился, пора небесных утех искать.
Так что ты, дорогой царевич, этою землею вплоть до океана озаботься. А я голову
и бороду обрею, желтые одежды надену, из дому в бездонность уйду.'
И вот, о монахи, царь-миродержец наставил хорошенько своего старшего
сына-царевича, как править, обрил голову и бороду, надел желтые одеждыи ушел из
дому в бездомность. А на седьмой день после того, как ушел в отшельники
царственный мудрец, дивное колесо-сокровище исчезло, о монахи.
И тогда, о монахи, пришел некий слуга туда, где был царь кшатрий, на царствие
помазанный, и, придя к царю-кшатрию, на царствие помазанному, сказал ему:
'Благоволи узнать, владыка: исчезло дивное колесо-сокровище.' И тогда, о монахи,
царь-кшатрий, на царствие помазанный, узнав, что исчезло дивное
колесо-сокровище, опечалился и печаль почувствовал. Но он не пошел