Поразительно, почтенный Готама, поразительно, почтенный Готама! Как
переворачивают лежавшее лицом вниз, как раскрывают скрытое, как объясняют дорогу
заблудившемуся, как ставят лампу там, где темно, чтобы наделенные зрением видели
предметы вокруг, — так именно почтенный Готама разнообразными способами показал
мне Дхарму. И вот я иду к Готаме как к прибежищу, иду к Дхарме, иду к общине. Да
отрекусь я от мира в присутствии Готамы, да приму я посвящение от Готамы!
И брахман Касибхарадваджа отрекся от мира в присутствии Блаженного и принял
посвящение. Приняв посвящение, достопочтенный Бхарадваджа жил один, вдали от
всех, серьезно, ревностно, всеми помыслами устремленный к цели и, спустя
недолгое время, сам познал и узрел уже в этом существовании тот высочайший
предел благочестивой жизни, ради которого родовитые люди должным образом
покидают дом и уходят туда, где нет дома. И обретя его, жил так. Он понял:
'Уничтожено рождение; прожита благочестивая жизнь; сделано то, что нужно было
сделать; новой жизни не будет'. И достопочтенный Бхарадваджа стал одним из
архатов.
БЕСПЛОДИЕ И УЗЫ
1. Так я слышал.Однажды Блаженный пребывал в Саваттхи, в роще. И
Блаженный обратился к монахам и сказал: 'Братья!' — 'Слушаем, Господин', —
отвечали монахи Блаженному. И тогда Блаженный сказал:
2. Чтобы тот, о братья, кто не исцелился от пяти родов духовного бесплодия,
не разорвал пятиричных духовных уз, мог достичь совершенства, мог взрости и
окрепнуть в законе и учении во всей его полноте, — того не может быть никогда.
3. И кто же не исцелился от пяти родов духовного бесплодия? — Во первых, о
братья, когда монах сомневается в Учителе, неуверен в нем, не доверяет ему, не
верит в него, тогда дух его не склонен к усердию, ревностности, борьбе,
постоянству. Если же дух его не склонен к усердию, ревностности, борьбе,
постоянству, он не исцелен от первого рода духовного бесплодия.
4. И потом, о братья, когда монах сомневается в Истине, неуверен в ней, не
имеет веры в нее, тогда дух его не склонен к усердию, ревностности, борьбе,
постоянству. Чей же дух не склонен к усердию, ревностности, борьбе, постоянству,
тот не исцелен от второго рода духовного бесплодия.
5. И потом, о братья, когда монах сомневается в Общине, не уверен в ней, не
имеет доверия к ней, не верит в нее, тогда дух его не склонен к ревностности,
устойчивости, подвигу, борьбе. Чей же дух не склонен к ревностности,
устойчивости, подвигу, борьбе, тот не исцелен от третьего рода духвного
бесплодия.
6. И потом, о братья, когда монах сомневается в личном Совершенстве, не
уверен в нем, не имеет к нему доверия, не верит в него, тогда дух его не склонен
к ревностности, устойчивости, подвигу, борьбе. Чей же дух не склонен к
ревностности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не исцелен от четвертого рода
духвного бесплодия.
7. Потом, о братья, если монах имеет злобу на братьев, недовольство,
востоновлен против них, дух его не склонен к ревностности, устойчивости,
подвигу, борьбе. Кто же не склонен к ревностности, устойчивости, подвигу,
борьбе, тот не исцелен от пятого рода духвного бесплодия.
8. И кто же не сорвал духовные пятиричные узы? — Во-первых, о братья, кто не
вырвал с корнем страсть к похоти, не вырвал с корнем желания наслаждений
похотей, не вырвал с корнем влечения к ним, жажды до них, страстного желания их,
привязанности к ним, не склонен к ревностности, устойчивости, подвигу,
постоянству, борьбе. Чей же дух не склонен к ревностности, устойчивости,
подвигу, борьбе, тот не порвал первые узы связавшие дух.
9. Потом, о братья, если не освободился монах от страсти к телу, не
освободился от желания тела, не освободился от телесного обольщения, от телесной
жажды, от страстных плотских желаний, привязанностей к телу, дух того не склонен
к ревностности, постоянству, борьбе, подвигу. Чей же дух не склонен к
ревностности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал вторые узы связавшие
дух.
10. Потом, о братья, если не освободился монах от любви к виду, не
освободился от обольщения видом, от жажды вида, желания вида, от привязанности к
виду, дух того не склонен к ревностности, постоянству, борьбе, подвигу; чей же
дух не склонен к ревностности, постоянству, подвигу, борьбе, тот не порвал
третьи узы связавшие дух.
11. Потом, о братья, кто наевшись до сытости, нежится в приятной дремоте, в
лени, сладких мечтаниях, дух того не склонен к ревностности, устойчивости,
борьбе, подвигу. Чей