Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

духом, побеждая зло. Он шествует в непреклонной решимости.

27. И ему, о братья, суждено войти в Свет, вознестись в премудрости, лицом к

лицу встретить Великое Разрешение.

28. Подобно тому, о братья, как курица сидит на яйцах, согревая их, подбирая

их нежно под крылья, и думает: 'О, что бы только мои цыплята могли разбить

скорлупку кончиком клюва и выйти на свет невредимыми!' И так сидит в том

настойчивом желании всё время, пока цыплята не разобьют скорлупки кончиком клюва

и не выйдут на свет невредимыми.

29. Так и тот, кто окреп в решимости достижения зреет до срока, когда войдёт

в Свет, возвысится в мудрости, лицом к лицу встретит Великое Разрешение.'

30. Так говорил Блаженный. И ученики в радости сердца дивились словам его.

О ЗЛЕ

1. Так я слышал:Блаженный пребывал некогда в Саваттхи, в дубраве. И тогда

Блаженный обратился к монахам и сказал: 'Ученики!' — 'Воистину Господин', —

отвечали монахи Блаженному. И Блаженный сказал:

2. 'Я преподам вам, о братья, учение о победе над Злом. Послушайте

внимательно, приникните к словам моим.' — 'Да будет так, Господин', — отвечали

монахи Блаженному. И тогда Блаженный сказал: 'Тот сокрушит злое, — говорю я, —

кто видит, кто знает; и не тот, кто не видит, кто не знает. И о чём же я скажу,

о братья? — о понимании мудрости и понимании неразумности.

3. В том, о братья, кто понимает не разумно, зло еще не возникшее

произрастает легко, и зло возникшее произрастает более. В том же, братья, кто

понимает мудро, злое, поныне не возникшее не возникает вовсе, а зло возникшее,

сгинет.

4. Есть, братья злое побеждаемое познанием; есть злое, побеждаемое

подчинением; есть злое, побеждаемое правыми обычаями; есть злое, побеждаемое

терпением; есть злое, побеждаемое избежанием; есть злое, побеждаемое отрешением;

есть злое, побеждаемое Совершенством.

5. И какое зло, братья, побеждается познанием? — Не ведающий, не примечающий

Благородных, не постигающий, не приготовленный к Учению Благородных, — не

примечающий Добрых, не постигающий, не приготовленный к Учению Добрых, — не

знает, что подобает человеку знать, что не подобает; то, чего не подобает знать,

он понимает; то же, что подобает знать, он не понимает.

6. И что же, братья, то, чего он не должен знать, и что знает? — Это те вещи,

в понимании которых, в нём возникает зло Похоти, не возникшее ранее, и зло

Похоти, возникшее, разрастается; — и возникает зло жизни, не возникшее ранее, и

зло Жизни, возникшее, разрастается; и возникает зло Неведения, не возникшее

ранее, и зло Неведения, возникшее, разрастается.

7. И каково, братья, то. что он должен знать, и не знает? — Это те вещи, в

понимании которых, в нём не возникает зло Похоти, не возникшее ранее, и зло

Похоти, возникшее ранее, сгинет; — и не возникает в нём зло жизни, если оно не

возникло ранее, а прежде возникшее сгинет; и не возникает в нём зло Неведения,

не возникшее ранее, а прежде возникшее, сгинет.

8. И вот, зная то, что не должно знать, не зная того, что должно знать, он

растит в себе зло, не возникшее ранее, и зло, возникшее в нём, разрастается.

9. Неразумный так бы мечтал: 'Был ли я во времена прошлого, нет ли? И чем был

тогда? Как поживал? Если я был тем-то, то что было со мной? Буду ли я во времена

будущие, нет ли? И чем буду? Как мне прийдется жить? И если я буду тем-то, то

что будет со мной?' Или же так-бы он мечтал о себе: 'Существую я или нет? Каков

я? Вот моя жизнь, что за мною, что впереди?'

10. В нём, так рассуждающем неразумно, родится то или другое из тех понятий,

что числом шесть; как верное, явное, он примет понятие: 'Я личность', — как

верное, явное, он примет понятие: 'Нет личности', — как верное, явное, он примет

понятие: 'В себе сознаю себя', — как верное, явное, он примет понятие: 'В себе

сознаю лишь свое личное Я', — или же он повторит такие мысли: 'Я чувствую свою

душу', 'На ней печать зла и добра совершенного здесь и там', 'Душа устойчива,

неизменна и вечна, ей присуща неизменность, она будет длиться во веки веков'.

11. Вот, что, братья, зовется блужданием в обольщении, непроходимой чащей

обольщения, пустыней обольщения, сказками обольщения, игрой обольщения, цепями.

12. Связанный, братья, цепью обольщения, неведающий, не освободившийся от

рождения и гибели, смерти и печали, тоски и скорби, и от посредств,* — он не

спасется от страдания!

13. Но разумный, шествующий Благородным Путем, постигающий Благородных,

принявший Учение Благородных, живущий в Нём, — познавший