духом, побеждая зло. Он шествует в непреклонной решимости.
27. И ему, о братья, суждено войти в Свет, вознестись в премудрости, лицом к
лицу встретить Великое Разрешение.
28. Подобно тому, о братья, как курица сидит на яйцах, согревая их, подбирая
их нежно под крылья, и думает: 'О, что бы только мои цыплята могли разбить
скорлупку кончиком клюва и выйти на свет невредимыми!' И так сидит в том
настойчивом желании всё время, пока цыплята не разобьют скорлупки кончиком клюва
и не выйдут на свет невредимыми.
29. Так и тот, кто окреп в решимости достижения зреет до срока, когда войдёт
в Свет, возвысится в мудрости, лицом к лицу встретит Великое Разрешение.'
30. Так говорил Блаженный. И ученики в радости сердца дивились словам его.
О ЗЛЕ
1. Так я слышал:Блаженный пребывал некогда в Саваттхи, в дубраве. И тогда
Блаженный обратился к монахам и сказал: 'Ученики!' — 'Воистину Господин', —
отвечали монахи Блаженному. И Блаженный сказал:
2. 'Я преподам вам, о братья, учение о победе над Злом. Послушайте
внимательно, приникните к словам моим.' — 'Да будет так, Господин', — отвечали
монахи Блаженному. И тогда Блаженный сказал: 'Тот сокрушит злое, — говорю я, —
кто видит, кто знает; и не тот, кто не видит, кто не знает. И о чём же я скажу,
о братья? — о понимании мудрости и понимании неразумности.
3. В том, о братья, кто понимает не разумно, зло еще не возникшее
произрастает легко, и зло возникшее произрастает более. В том же, братья, кто
понимает мудро, злое, поныне не возникшее не возникает вовсе, а зло возникшее,
сгинет.
4. Есть, братья злое побеждаемое познанием; есть злое, побеждаемое
подчинением; есть злое, побеждаемое правыми обычаями; есть злое, побеждаемое
терпением; есть злое, побеждаемое избежанием; есть злое, побеждаемое отрешением;
есть злое, побеждаемое Совершенством.
5. И какое зло, братья, побеждается познанием? — Не ведающий, не примечающий
Благородных, не постигающий, не приготовленный к Учению Благородных, — не
примечающий Добрых, не постигающий, не приготовленный к Учению Добрых, — не
знает, что подобает человеку знать, что не подобает; то, чего не подобает знать,
он понимает; то же, что подобает знать, он не понимает.
6. И что же, братья, то, чего он не должен знать, и что знает? — Это те вещи,
в понимании которых, в нём возникает зло Похоти, не возникшее ранее, и зло
Похоти, возникшее, разрастается; — и возникает зло жизни, не возникшее ранее, и
зло Жизни, возникшее, разрастается; и возникает зло Неведения, не возникшее
ранее, и зло Неведения, возникшее, разрастается.
7. И каково, братья, то. что он должен знать, и не знает? — Это те вещи, в
понимании которых, в нём не возникает зло Похоти, не возникшее ранее, и зло
Похоти, возникшее ранее, сгинет; — и не возникает в нём зло жизни, если оно не
возникло ранее, а прежде возникшее сгинет; и не возникает в нём зло Неведения,
не возникшее ранее, а прежде возникшее, сгинет.
8. И вот, зная то, что не должно знать, не зная того, что должно знать, он
растит в себе зло, не возникшее ранее, и зло, возникшее в нём, разрастается.
9. Неразумный так бы мечтал: 'Был ли я во времена прошлого, нет ли? И чем был
тогда? Как поживал? Если я был тем-то, то что было со мной? Буду ли я во времена
будущие, нет ли? И чем буду? Как мне прийдется жить? И если я буду тем-то, то
что будет со мной?' Или же так-бы он мечтал о себе: 'Существую я или нет? Каков
я? Вот моя жизнь, что за мною, что впереди?'
10. В нём, так рассуждающем неразумно, родится то или другое из тех понятий,
что числом шесть; как верное, явное, он примет понятие: 'Я личность', — как
верное, явное, он примет понятие: 'Нет личности', — как верное, явное, он примет
понятие: 'В себе сознаю себя', — как верное, явное, он примет понятие: 'В себе
сознаю лишь свое личное Я', — или же он повторит такие мысли: 'Я чувствую свою
душу', 'На ней печать зла и добра совершенного здесь и там', 'Душа устойчива,
неизменна и вечна, ей присуща неизменность, она будет длиться во веки веков'.
11. Вот, что, братья, зовется блужданием в обольщении, непроходимой чащей
обольщения, пустыней обольщения, сказками обольщения, игрой обольщения, цепями.
12. Связанный, братья, цепью обольщения, неведающий, не освободившийся от
рождения и гибели, смерти и печали, тоски и скорби, и от посредств,* — он не
спасется от страдания!
13. Но разумный, шествующий Благородным Путем, постигающий Благородных,
принявший Учение Благородных, живущий в Нём, — познавший