тесноты духа, скорби. Таково, братья, Зло, побеждаемое терпением.
31. И каково, братья, Зло, побеждаемое избежанием? — Размышляющий мудро
избегает бродячих слонов, бешеных коней, псов и быков, пнистой дороги,
терновника, ям, водоемов, стремнин. И побуждаемый там воссесть, где не подобает,
там ступить, где не ступают, или войти в дружбу с людьми дурными, он устоит
перед искушением, мудро размышляющий, он не сядет, где не сидят, не ступит, где
не идут, отстранится от людей порочных.
32. И когда, братья, в неизбегающем легко возникают омрачения, полные
скорбей, тесноты духу, к тому, кто избегает, не подступают омрачения, полные
скорби, тесноты духу. Таково, братья, Зло, побеждаемое избежанием.
33. И каково, братья, Зло, побеждаемое отрешением? — Размышляющий мудро, если
возникают в нём помыслы похоти, отбросит их, откинет, разрушит, обратит в ничто;
и когда в его сердце возникнут движения гнева, мысль злая, нашептывающая дурное,
он не подчинится, отбросит, отринет, разрушит, обратит в ничто.
34. И когда, братья, в том, кто не отринет, легко возникают омрачения, полные
скорби и тесноты духу, в том, кто отринет, ни когда не возникнут омрачения,
полные скорби и тесноты духу. Таково, братья, Зло, побеждаемое отречением.
35. И каково же, братья, зло, побеждаемое Совершенством — размышляющий мудро
совершенствуется в Высшей Мудрости, Именуемой Глубокая Душа, уединенный,
бесстрастный, блаженствуя в созерцании.
36. Он совершенствуется в Высшей Мудрости, именуемой Исканием Истины, —
совершенствуется в Высшей Мудрости, именуемой Ревностью, — и в Высшей Мудрости,
именуемой Миром, — и в Высшей Мудрости, именуемой Созерцанием, — и в Высшей
Мудрости, именуемой Успокоением, совершенствуется в блаженном сознании,
уединенный, бесстрастный.
37. Кто, братья, не совершенствуется так, в том легко возникают омрачения,
полные скорби и тесноты духу; кто же, братья, совершенствуется так, в том не
возникают омрачения, полные скорби и тесноты духу. Таково Зло, побеждаемое
Совершенством.
38. И когда победит он Зло, побеждаемое познанием, и подчинением победит Зло,
побеждаемое подчинением, — и правыми обычаями победит Зло, побеждаемое правыми
обычаями, — и терпением побелит Зло, побеждаемое терпением, — и избежанием
победит он Зло, побеждаемое избежанием, — и отрешением победит он Зло,
побеждаемое отрешением, — и Совершенством победит он Зло, побеждаемое
Совершенством, — то оградится от Зол и разрушит Вечнопросящую Жажду, острой
мыслью раскует всякие цепи, — он положит конец страданию.'
39. Так говорил Блаженный, и ученики сердца внимали словам Его.
__________* Т.е. от практики ритуала, церемоний,
жертвоприношений богам и т. п.
КАЛАМА СУТРА
Ангуттара Никая, Тика Нипата, Махавагга, сутра № 65.(Перевод с
английского)
1. Так я слышал. Однажды Благословенный, путешествуя по стране Косала с
большим сообществом бхикшу, прибыл в каламский город Кешапутра. Каламы, которые
были обитателями Кешапутры, узнали, что преподобный Гаутама, монах, сын Шакьев,
путешествуя по Косале, вступил в Кешапутру. И распространилась там такая добрая
весть: 'Воистину, это благословенный, архат, просветлённый, сведущий в знании и
практике, возвышенный, знающий миры, несравненный, водитель смиренных, учитель
дэв и людей, которых он научил ясному пониманию непосредственного знания. Он
утверждает Дхарму, благую в начале, в середине и в конце, в духе и букве,
совершенную во всём; проповедует святую жизнь крайней чистоты. Воистину благо
видеть таких совершенных.'
2. И тогда каламы, жители Кешапутры, отправились туда, где был
Благословенный. Прибыв туда, некоторые изъявили ему почтение и сели с одной
стороны; некоторые же обменялись с ним приветствиями и после сердечной и
запоминающейся беседы сели с другой; некоторые приветствовали его, сложив руки,
и сели с одной стороны; некоторые сообщили о своём имени и семье и сели с
другой; некоторые же, не сказав ничего, сели в стороне.
3. И сев так, жители Кешапутры сказали Благословенному: 'Почтенный, Кешапутру
посещают разные монахи и брахманы, одни объясняют лишь свои собственные
доктрины; учения же других они поносят, презирают, и разносят на куски. Другие
также развивают и объясняют свои доктрины, а чужие презирают, поносят и рвут на
части. И у нас, почтенный, есть насчёт них колебания и сомнения. Которые же из
этих преподобных монахов и брахманов говорят правду, а которые — ложь?
4. 'Должно вам, каламы, сомневаться и пребывать