в неуверенности; ведь
неуверенность эта по поводу того, что сомнительно. О каламы, не основывайтесь на
том, что было сказано многократно, ни на традициях, только потому что они дошли
с древности, ни на слухах, ни на писаниях, только потому что их составили
мудрецы, ни на откровениях, ни на чьих-то кажущихся способностях, ни на
предположениях, ни на догмах, ни на умственных построениях, ни на соображениях
типа 'это монах — наш учитель'. Но, каламы, когда вы сами знаете, что какие-то
вещи плохи, предосудительны, не подтверждаются вашим сознанием, а будучи
предприняты и совершены, ведут к вреду и болезни, избегайте их'.
5. 'Как вы думаете, каламы — жадность по-вашему на пользу человеку или во
вред?' — 'Во вред, почтенный'. 'Каламы, если отдавшись жадности, умственно
захваченный ею, человек отнимает жизнь, крадёт, развратничает и лжёт, а также и
других науськивает на это — разве не вредит он себе надолго?' — 'Да, почтенный'.
6. 'Как вы думаете, каламы — ненависть по-вашему на пользу человеку или во
вред?' — 'Во вред, почтенный'. 'Каламы, если отдавшись ненависти, умственно
захваченный ею, человек отнимает жизнь, крадёт, развратничает и лжёт, а также и
других призывает делать так же — разве не вредит он себе надолго?' — 'Да,
почтенный'.
7. 'Как вы думаете, каламы — а заблуждение по-вашему на пользу человеку или
во вред?' — 'Во вред, почтенный'. 'Каламы, если находясь в заблуждении,
умственно захваченный им, человек отнимает жизнь, крадёт, развратничает и лжёт,
а также и других призывает делать так же — разве не вредит он себе надолго?' —
'Да, почтенный'.
8. 'И как вы думаете, каламы — эти вещи хороши или плохи?' — 'Плохи,
почтенный'. 'Предосудительны или нет?' — 'Предосудительны, почтенный'.
'Порицаемы или одобряемы мудрым?' — 'Порицаемы, почтенный'. — 'Будучи
предприняты и соблюдаемы, не ведут ли они ко вреду и болезни? Не поражают ли они
вас?' — 'Будучи совершаемы, эти вещи несут вред и болезнь. Да, именно так.'
9. 'Потому мы и говорим, каламы, не основывайтесь на том, что было сказано
многократно, ни на традициях, ни на слухах, ни на писаниях, ни на
предположениях, ни на догмах, ни на умственных построениях, ни на откровениях,
ни на чьих-то кажущихся способностях, ни на соображениях типа 'это монах — наш
учитель'. Но, каламы, когда вы сами знаете, что какие-то вещи плохи,
предосудительны, не одобряются вашим сознанием, а будучи предприняты и
совершены, ведут к вреду и болезни, оставляйте их.
10. Каламы, не основывайтесь на том, что было сказано многократно, ни на
традициях, ни на слухах, ни на писаниях, ни на предположениях, ни на догмах, ни
на умственных построениях, ни на откровениях, ни на чьих-то кажущихся
способностях, ни на соображениях типа 'это монах — наш учитель'. Но, каламы,
когда вы сами знаете, что какие-то вещи хороши, непредосудительны,
подтверждаются вашим сознанием, а будучи предприняты и совершены, ведут к пользе
и счастью, приступите к ним и пребывайте в них'.
11. 'Как вы думаете, каламы, отсутствие жадности у человека представляется
полезным для него или вредным?' — 'Полезным, почтенный'. — Каламы, если он не
отдаваясь жадности, не захлёстываясь и не покоряясь ею умственно, не отнимая
жизнь, не воруя, не распутствуя, не говоря лжи, побуждает другого поступать так
же, пойдёт или ему это на пользу и принесёт ли счастье?' — 'Да, почтенный'.
12. 'Как вы думаете, каламы, отсутствие ненависти у человека представляется
полезным для него или вредным?' — 'Полезным, почтенный'. — Каламы, если он не
отдаваясь ненависти, не захлёстываясь и не покоряясь ею умственно, не отнимая
жизнь, не воруя, не распутствуя, не говоря лжи, побуждает другого поступать так
же, пойдёт или ему это на пользу и принесёт ли счастье?' — 'Да, почтенный'.
13. 'Как вы думаете, каламы, отсутствие заблуждений у человека представляется
полезным для него или вредным?' — 'Полезным, почтенный'. — Каламы, если он, не
будучи подвержен заблуждению, не погружаясь в него и не обманывая им свой ум, не
отнимая жизнь, не воруя, не распутствуя, не говоря лжи, побуждает другого
поступать так же, пойдёт или ему это на пользу и принесёт ли счастье?' — 'Да,
почтенный'.
14. 'И как вы думаете, каламы — эти вещи хороши или плохи?' — 'Хороши,
почтенный'. 'Предосудительны или нет?' — 'Непредосудительны, почтенный'.
'Порицаемы или одобряемы мудрым?' — 'Одобряемы, почтенный'. — 'Будучи
предприняты и соблюдаемы, не ведут ли они ко благу и счастью? Как они вам?' —