Благословенный остановился в Варанаси, в 'убежище игр'
Исипатаны. Там он обратился к группе пяти монахов.
Тело, бхикшу, это не я. Будь оно я, оно бы не далось болезням. И можно было
бы сказать — 'пусть моё тело будет таким. Пусть оно не будет таким'. Но именно
поскольку тело — не я, оно подвержено болезни. И невозможно сказать ему быть
таким или сяким.
Чувство — не я. Будь оно я, оно бы не было подвержено болезни. И можно было
бы сказать чувству — 'пусть моё чувство будет таким. Пусть оно не будет таким'.
Но именно потому что чувство — не я, оно подвержено болезни. И нельзя сказать
ему быть таким или этаким.
Восприятие — не я. Будь оно я, оно бы не было подвержено болезни. И можно
было бы сказать чувству — 'пусть моё восприятие будет таким. Пусть оно не будет
таким'. Но именно потому что восприятие — не я, оно подвержено болезни. И нельзя
сказать восприятию - будь или не будь таким.
Умственные процессы — не я. Будь они я, мышление не было бы подвержено
расстройству. И можно было бы сказать умственным процессам — 'пусть они будут
такими. Пусть они такими не будут'. Но именно потому что умственные процессы —
не я, они подвержены болезни. И нельзя сказать мышлению - будь или не будь
таким.
Сознание — не я. Будь оно я, сознание не было бы подвержено расстройству. И
можно было бы сказать о сознании — 'пусть оно будет таким. Пусть оно таким не
будет'. Но именно потому что сознание — не я, оно подвержено болезни. И нельзя
сказать сознанию - пусть сознание будет или не будет таким.
Как вы считаете, бхикшу — тело постоянно или непостоянно?
— Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно — легко или беспокойно?
— Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,
думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?
— Нет, владыка.
Как вы считаете, бхикшу — чувство постоянно или непостоянно?
— Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно — легко или беспокойно?
— Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,
думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?
— Нет, владыка.
Как вы считаете, бхикшу — восприятие постоянно или непостоянно?
— Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно — легко или беспокойно?
— Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,
думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?
— Нет, владыка.
Как вы считаете, бхикшу — мышление постоянно или непостоянно?
— Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно — легко или беспокойно?
— Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,
думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?
— Нет, владыка.
Как вы считаете, бхикшу — сознание постоянно или непостоянно?
— Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно — легко или беспокойно?
— Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям,
думать: 'Это моё. Это моё я. Вот что я.'?
— Нет, владыка.
Так что, бхикшу, какое бы то ни было тело — прошедшее, будущее или нынешнее,
внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или
близкое — на всякое тело при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не
моё. Это не моё я. Это не то, что я есть'.
И какое бы ни было чувство — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или
внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на
всякое чувство при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не моё. Это
не моё я. Это не то, что я есть'.
И какое бы ни было восприятие — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее
или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое —
на всякое восприятие при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не
моё. Это не моё я. Это не то, что я есть'.
И какое бы ни было чувство — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или
внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на
всякое чувство при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не моё. Это
не моё я. Это не то, что я есть'.
И какое бы ни было мышление — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или
внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на
всякий мысленный процесс при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не
моё. Это не моё я. Это не то, что я есть'.
И какое бы ни было сознание — прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее