который ведёт к награде и даёт большую пользу? Это, бхикшу, как если бы
практикующий шёл через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел
бы неподвижно, скрестив ноги, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает,
что вдыхает и, выдыхая он знает, что выдыхает'.
1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: 'Я вдыхаю длинным вдохом'. Выдыхая
длинным выдохом, он знает: 'Я выдыхаю длинным выдохом'. Так он практикует.
2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: ' Я вдыхаю коротким вдохом'. Выдыхая
коротким выдохом, он знает: 'Я выдыхаю коротким выдохом'. Так он практикует.
3. 'Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и осознаю всё моё тело'. Так
практикует он.
4. 'Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и всё моё
тело становится тихим и мирным.' Так практикует он.
5. 'Я вдыхаю и чувствую радость (пити). Я выдыхаю и чувствую радость'. Так
практикует он.
6. 'Я вдыхаю и чувствую счастье (сукха). Я выдыхаю и чувствую счастье.' Так
практикует он.
7. 'Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность
ума во мне.' Так практикует он.
8. 'Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру. Я выдыхаю и
привожу активность ума во мне к покою и к миру'. Так практикует он.
9. 'Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум'.Так практикует он.
10. 'Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум
счастливым и мирным'. Так практикует он.
11. 'Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю мой ум'.
Так практикует он.
12. 'Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум'. Так
практикует он.
13. 'Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю
преходящую природу всех дхарм'. Так практикует он.
14. 'Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю
исчезновение всех дхарм'. Так практикует он.
15. 'Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение'.
Так практикует он.
16. 'Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление
всего'. Так практикует он.
Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если оно развивается и практикуется
постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознаграждён сторицей и
получит большую пользу.
III'И каким же образом следует развивать и постоянно практиковать Полное
Осознавание Дыхания, дабы была польза в практике Четырёх Основ Осознавания?
Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или короткм дыханием,
осознавая своё дыхание или всё своё тело, или осознавая, что он приводит всё
своё тело к покою и миру, ясно осознавая своё состояние, которое выше
привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным
осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно — к телу.
Когда практикующий вдыхает и выдыхает с осознаванием ума или, приводя ум к
спокойствию и миру, для того, чтобы собрать ум в сосредоточении и освободить
его, в этот момент он мирно прибывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью
осознанно. Ясно понимает своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и
отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть развития
Ясности и Прозрения (шаматхи и випашьяны).
Когда практикующий вдыхает или выдыхает и созерцает непостоянство или
исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот момент он
мирно пребывает в осознавании объектов ума, настойчиво полностью осознавая, ясно
понимая своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой
жизни.
Так практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практикуется
постоянно, приведёт к совершенству Четырёх Основ Осознаности.'
IV'Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности приведут
к свершенству пребывания в Семи Аспектах Просветления (сапта-самбодхьянгани).
Каким же это образом?
Если практикующий может непрырывно поддерживать практику наблюдения за телом
в теле, за чувствами в чувствах, за умом в уме и объектами ума в уме, настойчиво
полностью осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех
привязанностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой
сосредоточенностью, он достигнет первого аспекта Просветления, а именно —
Полного Внимания (смрити). Когда же этот аспект развит,это приведёт к
совершенству.
Когда практикующий может прибывать в сосредоточении без перерыва и может
исследовать каждую дхарму,