Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

который ведёт к награде и даёт большую пользу? Это, бхикшу, как если бы

практикующий шёл через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел

бы неподвижно, скрестив ноги, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает,

что вдыхает и, выдыхая он знает, что выдыхает'.

1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: 'Я вдыхаю длинным вдохом'. Выдыхая

длинным выдохом, он знает: 'Я выдыхаю длинным выдохом'. Так он практикует.

2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: ' Я вдыхаю коротким вдохом'. Выдыхая

коротким выдохом, он знает: 'Я выдыхаю коротким выдохом'. Так он практикует.

3. 'Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и осознаю всё моё тело'. Так

практикует он.

4. 'Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и всё моё

тело становится тихим и мирным.' Так практикует он.

5. 'Я вдыхаю и чувствую радость (пити). Я выдыхаю и чувствую радость'. Так

практикует он.

6. 'Я вдыхаю и чувствую счастье (сукха). Я выдыхаю и чувствую счастье.' Так

практикует он.

7. 'Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность

ума во мне.' Так практикует он.

8. 'Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру. Я выдыхаю и

привожу активность ума во мне к покою и к миру'. Так практикует он.

9. 'Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум'.Так практикует он.

10. 'Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум

счастливым и мирным'. Так практикует он.

11. 'Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю мой ум'.

Так практикует он.

12. 'Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум'. Так

практикует он.

13. 'Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю

преходящую природу всех дхарм'. Так практикует он.

14. 'Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю

исчезновение всех дхарм'. Так практикует он.

15. 'Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение'.

Так практикует он.

16. 'Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление

всего'. Так практикует он.

Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если оно развивается и практикуется

постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознаграждён сторицей и

получит большую пользу.

III

'И каким же образом следует развивать и постоянно практиковать Полное

Осознавание Дыхания, дабы была польза в практике Четырёх Основ Осознавания?

Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или короткм дыханием,

осознавая своё дыхание или всё своё тело, или осознавая, что он приводит всё

своё тело к покою и миру, ясно осознавая своё состояние, которое выше

привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным

осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно — к телу.

Когда практикующий вдыхает и выдыхает с осознаванием ума или, приводя ум к

спокойствию и миру, для того, чтобы собрать ум в сосредоточении и освободить

его, в этот момент он мирно прибывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью

осознанно. Ясно понимает своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и

отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть развития

Ясности и Прозрения (шаматхи и випашьяны).

Когда практикующий вдыхает или выдыхает и созерцает непостоянство или

исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот момент он

мирно пребывает в осознавании объектов ума, настойчиво полностью осознавая, ясно

понимая своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой

жизни.

Так практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практикуется

постоянно, приведёт к совершенству Четырёх Основ Осознаности.'

IV

'Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности приведут

к свершенству пребывания в Семи Аспектах Просветления (сапта-самбодхьянгани).

Каким же это образом?

Если практикующий может непрырывно поддерживать практику наблюдения за телом

в теле, за чувствами в чувствах, за умом в уме и объектами ума в уме, настойчиво

полностью осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех

привязанностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой

сосредоточенностью, он достигнет первого аспекта Просветления, а именно —

Полного Внимания (смрити). Когда же этот аспект развит,это приведёт к

совершенству.

Когда практикующий может прибывать в сосредоточении без перерыва и может

исследовать каждую дхарму,