каждый объект ума, который поднимается, тогда второй
аспект Просветления будет зарождён и развит в нём — аспект Исследования Дхарм
(дхарма-вичарья). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.
Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно,
упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий аспект Просветления будет зарождён в
нём — аспект Энергичности (вирья). Когда же этот аспект развит, это приведёт к
совершенству.
Когда практикующий достиг устойчивого, нерушимого пребывания в практике,
четвёртый аспект Просветления будет зарождён и развит в нём — аспект Восторга
(пити), который за пределами этого мира. Когда же этот аспект развит, это
приведёт к совершенству.
Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга,
он наполнит свой ум безмятежностью и миром. С этого момента пятый аспект
Просветления будет зарождён в нём — аспект Безмятежности (прашрабдхи). Когда же
этот аспект развит, это приведёт к совершенству.
Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко войти в
сосредоточение. С этого момента шестой аспект Просветления будет зарождён и
развит в нём — аспект Сосредоточения (самадхи). Когда же этот аспект развит, это
приведёт к совершенству.
Когда практикующий пркбывает в глубоком покое, он отсекает различение и
сравнение. С этого момента будет зарождён и развит в нём седьмой аспект
Просветления — аспект Равностности (упекша). Когда же этот аспект развит, это
приведёт к совершенству.
Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются постоянно,
то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Аспектах Просветления'.
V'И как же Семь Аспектов Просветления, если они развиваются и практикуются
постоянно, будут вести к великому достижению Совершенной Мудрости и духовного
Освобождения?
Если практикующий следует пути Семи Аспектов Просветления, живя в тихом
уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьёт способность
оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Аспектов
Просветления и приведёт к великому достижению Совершенной Мудрости и духовного
Освобождения'.
VIТак говорил Просветлённый, и в восхищении сердца слушали собравшиеся слова
Его.
СУТТА О ПОЗНАНИИ ВЕД(Тевиджа сутра)
I1. Так я слышал. Однажды Всеблагой странствовал по Косале со множеством
учеников, числом более пятисот, и он прибыл в поселок брахманов, называемый
Манасахата, и там остановился в Манговой роще на берегу реки Агиравати, к югу от
Манасахаты.
2. В то время несколько именитых и богатых брахманов: Чаньки брахман,
Таруккха брахман, Поккхарасати брахман, Джамуссани брахман и другие именитые и
богатые брахманы пребывали в Манасахате.
3. Тогда возникла беседа у Васеттхи и Барадваджи, когда они, искупавшись,
учились, прохаживаясь в размышлении, — какой путь истинный и какой ложный.
4. Юный брахман Васеттха сказал так: 'Тот прямой путь, верный путь, ведущий
того, кто шествует им, к соединению с Брахмой, который возвещён брахманом
Поккхарасати.'
5. Юный брахман Барадваджа сказал так: 'Тот прямой путь, верный путь, ведущий
того, кто шествует им, к соединению с Брахмой, который возвещён брахманом
Таруккхой.'
6. И ни юный брахман Васеттха не был склонен согласиться с юным брахманом
Барадваджей. Ни юный брахман Барадваджа не был склонен согласиться с юным
брахманом Васеттхой.
7. Тогда юный брахман Васеттха сказал юному брахману Барадвадже: 'Тот
отшельник Готама, из рода Сакьев, покинувший своих родичей ради жизни
подвижника, остановился ныне в Манасахате, в Манговой роще, на берегу реки
Агиравати. И вот какая слава великая разносится о нём повсюду:
'Совершенно-Просветлённый, Блаженный, Предостойный, наделённый Мудростью и
щедростями, Счастливый, Ведатель мира, Непобедимый, Наставник смертных, Учитель
богов и людей, Всеблаженый Будда.' Пойдём Барадваджа, к отшельнику Готаме и
придя будем просить отшельника Готаму поучить нас об этом предмете. И как
разъяснит нам отшельник Готама, так мы и укрепимся в своём уме.'
8. И тогда юный брахман Васеттха и юный брахман Барадваджа отправились к тому
месту, где пребывал Всеблагой. И придя туда, они обменялись с Всеблагим
поклонами и приветствиями, изъявлениями дружелюбия и вежливости, и сели в
стороне. И сидя так, юный брахман Васеттха обратился к Всеблагому: 'Когда мы,
Готама, упражнялись в научении и гуляли, между нами возник спор об истинном пути
и пути ложном. Я говорю: