Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

каждый объект ума, который поднимается, тогда второй

аспект Просветления будет зарождён и развит в нём — аспект Исследования Дхарм

(дхарма-вичарья). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно,

упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий аспект Просветления будет зарождён в

нём — аспект Энергичности (вирья). Когда же этот аспект развит, это приведёт к

совершенству.

Когда практикующий достиг устойчивого, нерушимого пребывания в практике,

четвёртый аспект Просветления будет зарождён и развит в нём — аспект Восторга

(пити), который за пределами этого мира. Когда же этот аспект развит, это

приведёт к совершенству.

Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга,

он наполнит свой ум безмятежностью и миром. С этого момента пятый аспект

Просветления будет зарождён в нём — аспект Безмятежности (прашрабдхи). Когда же

этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко войти в

сосредоточение. С этого момента шестой аспект Просветления будет зарождён и

развит в нём — аспект Сосредоточения (самадхи). Когда же этот аспект развит, это

приведёт к совершенству.

Когда практикующий пркбывает в глубоком покое, он отсекает различение и

сравнение. С этого момента будет зарождён и развит в нём седьмой аспект

Просветления — аспект Равностности (упекша). Когда же этот аспект развит, это

приведёт к совершенству.

Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются постоянно,

то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Аспектах Просветления'.

V

'И как же Семь Аспектов Просветления, если они развиваются и практикуются

постоянно, будут вести к великому достижению Совершенной Мудрости и духовного

Освобождения?

Если практикующий следует пути Семи Аспектов Просветления, живя в тихом

уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьёт способность

оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Аспектов

Просветления и приведёт к великому достижению Совершенной Мудрости и духовного

Освобождения'.

VI

Так говорил Просветлённый, и в восхищении сердца слушали собравшиеся слова

Его.

СУТТА О ПОЗНАНИИ ВЕД(Тевиджа сутра)

I

1. Так я слышал. Однажды Всеблагой странствовал по Косале со множеством

учеников, числом более пятисот, и он прибыл в поселок брахманов, называемый

Манасахата, и там остановился в Манговой роще на берегу реки Агиравати, к югу от

Манасахаты.

2. В то время несколько именитых и богатых брахманов: Чаньки брахман,

Таруккха брахман, Поккхарасати брахман, Джамуссани брахман и другие именитые и

богатые брахманы пребывали в Манасахате.

3. Тогда возникла беседа у Васеттхи и Барадваджи, когда они, искупавшись,

учились, прохаживаясь в размышлении, — какой путь истинный и какой ложный.

4. Юный брахман Васеттха сказал так: 'Тот прямой путь, верный путь, ведущий

того, кто шествует им, к соединению с Брахмой, который возвещён брахманом

Поккхарасати.'

5. Юный брахман Барадваджа сказал так: 'Тот прямой путь, верный путь, ведущий

того, кто шествует им, к соединению с Брахмой, который возвещён брахманом

Таруккхой.'

6. И ни юный брахман Васеттха не был склонен согласиться с юным брахманом

Барадваджей. Ни юный брахман Барадваджа не был склонен согласиться с юным

брахманом Васеттхой.

7. Тогда юный брахман Васеттха сказал юному брахману Барадвадже: 'Тот

отшельник Готама, из рода Сакьев, покинувший своих родичей ради жизни

подвижника, остановился ныне в Манасахате, в Манговой роще, на берегу реки

Агиравати. И вот какая слава великая разносится о нём повсюду:

'Совершенно-Просветлённый, Блаженный, Предостойный, наделённый Мудростью и

щедростями, Счастливый, Ведатель мира, Непобедимый, Наставник смертных, Учитель

богов и людей, Всеблаженый Будда.' Пойдём Барадваджа, к отшельнику Готаме и

придя будем просить отшельника Готаму поучить нас об этом предмете. И как

разъяснит нам отшельник Готама, так мы и укрепимся в своём уме.'

8. И тогда юный брахман Васеттха и юный брахман Барадваджа отправились к тому

месту, где пребывал Всеблагой. И придя туда, они обменялись с Всеблагим

поклонами и приветствиями, изъявлениями дружелюбия и вежливости, и сели в

стороне. И сидя так, юный брахман Васеттха обратился к Всеблагому: 'Когда мы,

Готама, упражнялись в научении и гуляли, между нами возник спор об истинном пути

и пути ложном. Я говорю: