слове, и в духе, зачата в Любви,
развивалась в Любви, Любовью венчается; он принёс на землю весть о высшей жизни,
пречистой, непревосходимой.
47. И домохозяин, и дети его, и человек низкого рода, — все внемлют слову.
Кто внемлет, тот исполнится веры в Совершенного, и утвердившись в той вере,
размышляет: 'Полна помех жизнь в доме, его путь осквернён страстями, и как
воздух чиста жизнь того, кто отрёкся от мира. Трудно, трудно живущему в доме
жить чистой жизнью, в её полноте, во всей её чистоте, во всём её светлом
совершенстве. Да обрею я волосы и бороду, да оденусь я в жёлтые одежды, да
покину я домашнюю жизнь, ради бездомной жизни Скитальца!'
48. И тогда покидая своё добро большое или малое, покидая близких, многих или
немногих, он обреет волосы и бороду, оденется в жёлтые одежды, покинет родной
кров, ради бездомной скитальческой жизни.
49. Отшельник, он ведёт обузданную жизнь согласно правилам Пратьимокши, в
подвигах совершенствуется, окружает себя святостью слов и деяний, поддерживает
себя в жизни средствами безупречными и чистыми, зорко охраняет врата всех
чувств, добрый и мудрый, владеющий собой, он блажен вовеки!'
IIМалые правила жизни
1. И вот в чём же, Васеттха, благое его жизни? В том о, Васеттха, что
презревши обычаи убиения, он не разрушает ничьей жизни, и жезл, и меч он
отбросит; исполненый кроткости и жалости, и он состродателен и милосерден ко
всем живым существам. — Тем блага его жизнь.
2. Презрев желание того, что не его, он не возмёт не данного, он берёт лишь
только то, что дано ему — и оттого он всегда доволен, чистый сердцем, правдивый.
— Тем блага его жизнь.
3. Отбросив похоти, он живёт жизнью целомудрия и непорочности, далёкий от
склонности к низменным сладострастным влечениям. — Тем блага его жизнь.
4. Презирая ложь, он никогда не говорит неправды. Он говорит, его речь не
отделяется от истины; искренний, правдивый, он никого не обижает, не порочит. —
Тем блага его жизнь.
5. Презирая клевету, он далёк от всякого злословия; что слышит здесь, того не
повторит там, не возбудит ссоры. Так он проживёт соединяя разъеденённых, одобряя
живущих в дружбе, возлюбивший мир, жаждущий мира, творящий мир, мир возвещающий.
— Тем блага его жизнь.
6. Отбрасывая жесткость речи, он далёк от жестокости слова. Слова любви к
человеку, радующие, полные сочувствия, трогательные, отрадные слушателю, дорогие
людям, — вот что говорит он. — Тем блага его жизнь.
7. Отбрасывая суетность в речах, он далёк от праздных толков. Он говорит
воблаго времени, правду, говорит верно, учит доброму учению, учит добрым
правилам, ясно и мудро. — Тем блага его жизнь.
8. Он не вредит ни траве, ни зверю, он вкушает раз в день, не принимает пищи
ни ночью, ни в неуказанное время; он воздерживается от плясок, песен, игр и
зрелищ; не носит украшений, не убирается, избегает высоких седалищ и широких
постелей, не умащается благовониями и ароматными мазями. — Тем блага его жизнь.
9. Он не берёт ни серебра, ни золота; не берёт неваренного зерна, сырья; не
берёт ни жён, ни девиц, ни рабов, ни рабынь, ни коров, ни свиней, ни слонов, ни
коней, ни кобылиц, ни скота, ни полей, ни земель. — Тем блага его жизнь.
10. Он далёк от промыслов купли и продажи; презирает обманы с фальшивым весом
и мерою, с подмешанными металлами; презирает путь кривды, подкупа, ложь. — Тем
блага его жизнь.
11. Он далёк от убийства, поятия в рабство, грабежа по дорогам, опустошения
деревень, добывания денег грабежом и насилием. — Тем блага его жизнь.
Средние правила жизни
1. И когда жрецы и пустынники, живущие подаянием от верных, склонны к
причинению вреда растущему от зародыша в корне, от зародыша в стволе дерева, от
зародыша в семени, — он не причиняет вреда растущему. — Тем блага его жизнь.
2. И когда жрецы и пустынники, живущие подаянием от верных, склонны к
накоплению богатства: пищи, питья, одежды, колесниц, постелей, ароматов, зерна,
— он не скопляет богатств. — Тем блага его жизнь.
3. И когда жрецы и пустынники, живущие подаянием от верных, склонны
присутствовать при зрелищах: плясках, пении, хороводах, играх, лицедействиях,
погребальных обрядах, играх в мяч, праздненствах в честь смерти, борьбе между
слонами, при конских состязаниях, битвах буйволов, быков, коров, петухов,
баранов, перепелов, при играх в полки, рукопашных боях, кувырканиях, битвах на
мечах, шествиях, ходах, воинских учениях, — он же отходит от всяких зрелищ. —
Тем блага его жизнь.
4. Тогда